Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 164 
Next page End  

Уравновешенность, цельность; широта или узость диапазона реактивности. Поверхностность,
глубина реакций и переживаний; соотношение формы и содержания поведения.
Заключение
Основные положительные и отрицательные черты личности: их происхождение, мероприятия и
способы, необходимые для укрепления положительных черт и устранения недостатков.
Личность и отношения человека (вместо заключения)
Человек, член общества, рассматривается социологией, психологией и педагогикой как личность,
хотя он при этом остается организмом; в основе всех сторон деятельности личности лежит деятельность
мозга. Единицей, рассматриваемой в перечисленных науках, является не организм, а личность человека,
которая характеризует его как деятеля и более или менее заметного участника общественно-
исторического процесса. Личность в основном определяется как общественно-исторически
обусловленное высшее, интегральное психическое образование, свойственное только человеку, как
сознательный потенциальный регулятор его психической деятельности и поведения.
В связи с этим можно сказать несколько слов о психических образованиях и о потенциальном
психическом. Термин «психическое образование» применяется время от времени различными авторами
при не вполне уточненном его значении. Так, процесс зрительного восприятия отличается логически и
эмпирически от памяти образов; мышление как процесс умственного овладения отличается от
интеллекта или ума как основы того или иного уровня мыслительного процесса.
В психическом можно установить две категории:
а) процессуальное; б) потенциальное. Процессуальное и потенциальное не существуют друг без
друга, это — единство, но вместе с тем это — различные, а не тождественные понятия.
Потенциальное психическое не является предметом непосредственного наблюдения, а
определяется на основе умозаключения. Это скрытая переменная, как ее определяет Б. Грин (В. F. Green,
1963), а также П. Лазарсфельд. В этой связи важным является соотношение процессуального и
потенциального психического и отношений человека. Креч и Крачфилд (D. Krech and R. S. Crutchfield,
1948) определяют отношение как упроченную организацию мотивационных, эмоциональных,
перцептивных и познавательных процессов в связи с некоторыми аспектами индивида. Г. Оллпорт (G.
W. Allport, 1935) определяет отношение как психическое и нервное состояние готовности выполнить
директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он соотносится. Фьюзон (М.
М. Fuson, 1942) характеризует отношение как вероятность выявления определенного поведения в
определенной ситуации. Упомянутые авторы характеризуют отношение и склонность как заключение о
вероятности определенной реакции на определенные обстоятельства. Предлагаются разные методы
измерения склонности и отношений, о чем здесь нет возможности говорить. Вместе с тем в
экспериментальной психологии обнаруживается и сейчас глубокое непонимание многообразия
личности в связи с многообразием ее отношении. Такие крупные психологи, как П. Фресс, Ж. Пиаже
(1966) в редактируемой ими экспериментальной психологии в параграфе «Поведение и отношение»
пользуются формулой поведения: С (ситуация), П (персона, личность), Р (реакция). Устанавливая
отношения членов этой формулы, они предусматривают варианты ситуации (С1; С2, С3) и варианты
реакций (Р1; Р2; Р3), но рассматривают личность как одно недифференцированное целое. Они говорят,
что изучают влияние изменений С на изменения Р, или различные соотношения на различные
ситуации. Учитываемые особенности личности (пол, возраст) остаются формальными, а отношения
личностей к содержанию ситуации или задаче в расчет не принимаются. Это показывает, что
содержательное исследование личности в ее отношениях не заняло еще надлежащего места в
экспериментальной психологии.
Психические образования являются потенциальным психическим, реализующимся,
формирующимся в процессе психической деятельности. Личность человека представляет собой
Hosted by uCoz