Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 164 
Next page End  

динамического взаимоотношения людей. Учитывая связь внушаемости с гипнозом, можно думать, что
возникновение гипнотического состояния во многом подготовляется отношением гипнотизируемого к
гипнотизеру.
Таким образом, все разделы психотерапии, имеющие большое значение для всей медицины,
связаны с отношениями человека. Они прежде всего опираются на взаимоотношения врача с больным и
направлены на перестройку болезненно нарушенных отношений и способов реакции больного на эти
нарушения.
Выяснение роли нарушенных отношений в патогенезе невроза и в терапии делает понятным, что
нервнопсихическая профилактика и гигиена не только не могут пройти мимо учета особенностей
личности и ее отношений, но и ставят задачи формирования определенных свойств человека и его
отношений. Укажем, что индивидуализм и эгоцентризм, замкнутость и скрытность, тенденциозная,
эмоциональная («кататимная») переработка впечатлений, недостаточно критическое отношение к себе и
самолюбование являются не только источником психической травматизации, но и причиной
болезненно-неадекватной патологически односторонней переработки жизненных трудностей.
Не забывая необходимости укрепления физического здоровья, мы должны подчеркнуть важность
разработки психологических мероприятий против черт, аналогичных только что перечисленным. Здесь
медицина тесно переплетается с педагогикой и психологией. К сожалению, подавляющее большинство
психиатров у нас не имеют психологического образования, а потому или не знают современной
психологии, или знают лишь ее по тем старым руководствам психиатрии, где излагалась еще
функционально-аналитическая психология, а врачи всех остальных специальностей совсем не знают
никакой психологии. Отсюда вытекает важная для здравоохранения задача пропаганды среди врачей
значения психологии и, в частности, психологии отношений человека. Требование учета психологии
больного представляет одну из лучших традиций отечественной клинической школы, которая должна
развиваться на новом уровне, на основе физиологии и патофизиологии высшей нервной деятельности
человека и на основе материалистического учения о личности.
Современное состояние психологии отношений является лишь начальным этапом ее развития.
Перед нами встает ряд проблем то более теоретического, то более практического характера. На первом
плане вопросы изучения фактического материала об отношениях людей в разных условиях и процессах
деятельности — прежде всего в труде на производстве, в быту — в семье, в школе.
Литература
Ананьев Б. Г. Проблемы формирований характера. Л., 1947.
Архипов А. П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами: Автореф.
канд. дисс. М., 1958.
Бодалев А. А. О воспитании некоторых нравственных качеств у школьника // Уч. зап. ЛГУ. 1956.
¹214.
Бодалев А. А. О формировании требовательности к себе у школьников // Уч. зап. ЛГУ. 1955. ¹
203.
Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН
РСФСР. 1951. Вып. 36.
Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников
// Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
Вершинина Р. Н., Рыбалко Е. Ф. К вопросу об отношениях детей двух лет // Уч. зап. ЛГУ. 1956. ¹
214.
Егоров А. С. К вопросу о воспитании волевых качеств на уроках физкультуры в старших классах //
Уч. зап. ЛГУ. 1956. ¹ 214.
Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К. Роль особенностей личности в патологии и терапии неврозов:
доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Зейлигер Е. О., Ганелин Ш. И. Отношение учащегося к учебной работе // Педагогическое
образование. 1936. ¹ 2.
Зюбин Л. М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к
Hosted by uCoz