Navigation bar
  Print document Start Previous page
 160 of 164 
Next page End  

его развития и проявления которого обусловлены и могут быть поняты только на основе этой истории.
Подытоживая все, сказанное здесь и ранее об отношениях человека, можно рассматривать их как
потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности.
Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной
функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи и с той или иной стороной
деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более
значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком
(тяготение — отвращение, любовь — вражда, заинтересованность — безразличие). Чем выше уровень
развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и
богаче ее отношения.
А. Ф. Лазурский (1921), основатель психологического учения об отношениях человека, писал, что
экзопсихика, иначе говоря, отношения, и эндопсихика представляют собой две стороны психики
человека. Неправильно было бы упрекать А. Ф. Лазурского в дуализме. Его позиция обозначает не
двойственность, не дуализм, а синтез двух обязательных планов рассмотрений. Аналогично этому
характеристика силы электрического тока существует одновременно с характеристикой напряжения
тока, что вовсе не обозначает дуализма в понимании природы электричества.
Как мною неоднократно указывалось, отношения человека — это не часть личности, а потенциал
ее психической реакции в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.
Отношение целостно, как и сама личность. Исследование личности является, в значительной
степени, ее исследованием в ее отношениях. Развитие личности представляет процесс образования
усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу
потенциала действий и переживаний. Развитие личности — это развитие психики, а значит, это
развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта — психического потенциала. Опыт
осуществляется в форме накопления:
1) знаний;
2) навыков;
3) умений;
4) отношений.
Все четыре вида потенциального психического в той или иной мере характеризуют личность. Но,
вместе с тем, ясно, что личность характеризуют не знания, навыки и умения, а, как уже говорилось
выше, отношения. Исследование личности в ее развитии представляет историческое изучение личности
в динамике ее содержательных отношений.
Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором
объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между
личностью человека — субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется
во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности.
Личность — это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности. На этом единстве
внутреннего и внешнего, объективного и субъективного основывается материалистическая психология.
Принцип системности и целостности, который с наибольшей отчетливостью вошел в учение о
мозге, организме и личности в свете объективного ее исследования со времени работ И. П. Павлова,
заставляет рассматривать личность как систему и единство психических процессов и образований, в
котором действенно потенциальным является система отношений. Личностность психических
процессов заключается в том, что в них реализуется потенциал сознательных отношений личности.
С психологической проблемой личности и ее отношений тесно связан ряд интегральных
психологических понятий. Прежде всего, сюда относится идущее от В. Штерна (W. Stern, 1921) понятие
направленности (Richtungsdispositionen). У нас довольно широко применяется в психологии, и в
особенности в связи с учением о личности, термин «направленности». Этот термин, по сути,
характеризует понятие топографически-векторно, в применении к психологии это означает
доминирующее отношение. Термин «направленность» вместе с тем является очень общим. Его
употребление вызывает вопрос не только о том, что есть то, на что направлено, но и что направлено.
Так, говорят о направленности вкусов, взглядов, желаний, мечтаний, интересов, симпатий, склонностей
и т.п. Направленность интересов — законное понятие. Оно характеризует доминирующие интересы
Hosted by uCoz