Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 164 
Next page End  

личности. Но к понятию личности направленность менее применима. Личность многосторонне
избирательна. Личность имеет характеристику не линейную и не плоскостную. Если пользоваться
пространственным образом, личность представляет не только трехмерную величину, как статуя, но, в
отличие от нее, как все живое, она динамична и различно в разных системах меняется в процессе
жизни. Характеристика личности направленностью не только односторонняя и бедная, но она мало
подходит для понимания большинства людей, поведение которых определяется внешними моментами;
они не имеют руля доминирующей направленности. Отношения человека многообразны, а поэтому
именно они могут раскрыть многообразие человеческой психики.
Многие советские авторы применяли понятие позиции личности, которое впервые было
предложено в этом смысле А. Адлером (A. Adler, 1912). Позиция личности означает, в сущности,
интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него
вопросе.
Многостороннее разрабатываемое грузинскими психологами понятие установки также относится
к психическим интегральным образованиям, особенно когда речь идет об установке личности. В этом
случае, в отличие от сенсо-моторной установки, вырабатываемой экспериментально, это понятие
близко к только что указанному понятию позиции личности. Однако установка как бессознательное
образование безлична. Установка — это приобретенная готовность к опытно-обусловленным
особенностям протекания психических процессов. Может существовать система установок,
интегральная установка, отдельные и частные установки. Д. Н. Узнадзе охарактеризовал установку как
готовность личности к определенной обусловленной потребностью деятельности, как опирающийся на
действенный опыт механизм, предопределяющий особенности реагирования. Нужно заметить, что в
установке как в бессознательной инерции прошлого противостоят сознание настоящего и перспективы
будущего, объединяемые в каждом поступке и переживании человека. В этом смысле установка сходна с
условным рефлексом, хотя по механизму своего развития она не связана обязательным образом с
безусловным раздражителем. В теорию установки с большим основанием включается понятие
потребности, которая, однако, в основном эксперименте по исследованию установки отсутствует. Это
показывает, что понятие установки, применяемое в психологии, шире, богаче и глубже той
экспериментальной модели, которой иллюстрируется само понятие, демонстрирующей лишь инерцию и
ее приобретенный механизм.
В мотивационной психологии особое место занимает понятие мотива. Это понятие значимо для
всякой психологии и важно для психологии отношений. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что
понятие мотива имеет двоякий смысл: а) побудительной движущей силы поведения или переживания,
или б) основание поступка, решение, мнение. Так называемое мотивированное действие имеет в своей
основе движущую силу побуждения и основание действия. Так называемое немотивированное действие
имеет только одну мотивационную категорию — побуждение, другая же, представляющая основание
действия, отсутствует. В так называемом немотивированном действии его основание не осознается.
Отношение может быть основанием мотива, например, когда ученик учится из любви к знанию, из
любви к родителям, из тенденции честолюбивого самоутверждения и т.д.
Мотивом отношения может быть то или иное переживание, например, переживание учебной
неудачи может стать мотивом отрицательного отношения к учению; успехи другого ученика могут стать
мотивом враждебно-завистливого отношения к нему. Таким образом, понятие «мотив» не имеет
определенного однопланового психологического содержания. Действенность того или иного
обстоятельства всегда связана с отношением к нему человека, но неправильно смешивать мотивы и
отношения или говорить о мотивах независимо от отношения и подменяя отношение мотивами.
Нет надобности говорить о необходимости различать понятия свойств личности и характера при
их близости и иногда совпадении. В необходимости их различения никто не сомневается, тем не менее
об этом сказать уместно, потому что это разграничение не всегда четко. Характер — это психическое
своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер — это единство отношений и
способа их осуществления в переживаниях и поступках человека. Личность — это человек,
рассматриваемый с точки зрения собственно человеческих социальных его особенностей. Некоторые
психические свойства могут относиться и к характеру, и к личности, некоторые же только к тому или
другому. Например, порядочный или непорядочный, идейный или безыдейный, сознательный или
Hosted by uCoz