Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 164 
Next page End  

человек, он делает ради или для чего-то. Когда мы формируем у человека способность управлять своим
поведением, самоконтроль, самообладание, саморегуляцию, то и развитие этой способности, и
реализация всегда осуществляются ради чего-то или для чего-то. Движущей силой этого развития,
мотивом являются идейно-социальные требования.
Успешное развитие регулятивной доминирующей роли идейных отношений приводит к
формированию полноценных личностей. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его
отношений. Роль отношений в воспитании неоднократно подчеркнута А. С. Макаренко.
Эти понятия не только жизненно важны, а потому и научно и теоретически важны. Не отрицая
роль функционального процессуального рассмотрения психологии человека, нельзя не учесть, что
содержательно-синтетическое восприятие является как исходным, так и завершающим моментом
психологического исследования и психологической характеристики. Отсюда вытекает вопрос о месте
понятия психическое или личностное, или человеческое отношение в системе психологических
понятий. Исходя из того, что это понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие,
надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий. Выделение
этого класса особенно важно в борьбе за личностную психологию против безличной функционально-
процессуальной и за содержательную психологию личности.
Литература
Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1921.
Макаренко А. С. Сочинения. М., 1949. Т.5.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 29.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.
Adler A. Uber den nervosen Charakter. Wiesbaden, 1912.
Allport G. W. Attitudes // A Handbook of Social Psychology / Ed. by Murchison Clark Univ. Press, 1935.
Fison M.M. // The American Sociological Review. 1942. N7.
Green B.F. Attitude Measurement // Handbook of Social Psychology. Cambridge (Mass.), 1963.
Krech D. and CRITCHFIELD R. S. Theory and Problems of Social Psychology. N.-Y., 1948.
Stern W. Die differetielle Psychologie. Leipzig, 1921.
Приложение (литературные источники)
Личность и отношения человека // Проблемы личности (материалы симпозиума). М., 1969.
Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Проблемы
сознания (материалы симпозиума). М., 1966.
О соотношении биологического и социального в психике человека // Соотношение
биологического и социального в человеке (материалы симпозиума). М., 1975.
Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии // Исследования
личности в клинике и экстремальных условиях: Сборник работ ЛГУ и НИИ им. Бехтерева. Л., 1969.
Теория отношений и принцип доминанты в психофизиологической деятельности человека.
Совместно с Н. В. Голиковым // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека.
Л., 1974.
Проблема потребностей в системе психологии // Ученые записки ЛГУ. Л., 1957. N244.
О связи проблем психологии отношений и психологии установки // Понятия установки и
отношения в медицинской психологии (материал симпозиума 23—25. XII. 1968 г.), Тбилиси, 1970.
Психические функции и отношения // Ученые записки ЛГУ. Л., 1949. N119.
Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма-ленинизма на отношения человека
// Ученые записки ЛГУ. Л., 1955. N203.
Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М.:
Мысль, 1965.
О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии
Hosted by uCoz