Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 164 
Next page End  

существующего (материи), а требует также решения вопроса о связи материи с сознанием, а последнее
— не только функция мозга, но и основное свойство личности. Познать действительность — значит,
познать не только основные элементы мироздания, но и сложнейшие продукты развития материи, в том
числе и человеческую личность.
Сведение действительности к сумме ее элементов представляет собой механистическую ошибку,
которая чревата особенно пагубными последствиями при изучении личности. Личность не разлагается
на части, она — органическое целое, в котором можно выделить те или иные стороны лишь для
удобства анализа на определенной его стадии. Личность имеет различные свойства, но не сводится к
отдельным свойствам или к их совокупности.
Проблема личности важна и в гносеологическом плане. Представление о познаваемости
психического и того, что является высшим в нем — сознания как основного свойства личности, чаще
всего служит убежищем для агностицизма. Объявление непознаваемости самого субъекта
(преподносимое обычно под видом мнимого объективизма) ведет не только к исключению субъекта из
круга познания, но и к искажению всего процесса познания, лишает научной основы проблему его
адекватности (отражения субъекта субъектом).
Философское рассмотрение проблемы личности необходимо еще и потому, что здесь открывается
наиболее плодотворная возможность для изучения ряда малоразработанных философских проблем,
касающихся таких категорий, как конкретное и сложное, вторичное и субъективное. Метафизическая
философия рассматривает идеальное и материальное как взаимоисключающие противоположности,
причем лишь одной из них приписывается бытие. Диалектический же материализм признает реальность
обеих, но считает материальное первичным, а идеальное вторичным, производным. Тем самым в план
философского рассмотрения включаются объекты и процессы, в которых материальное и идеальное
существуют в реальном и сложном единстве. Главной проблемой при этом является единство
материального и идеального в человеке как объекте-организме и как субъекте-личности.
В общественно-исторических науках понятие личности рассматривается в аспекте двух проблем:
человек как общественный деятель и роль личности в общественно-историческом процессе. Однако для
рассмотрения в этих науках личности в ее отношении к обществу требуется, чтобы проблемы самой
личности были разработаны какой-то другой наукой.
Аналогичная ситуация и в педагогике. Она пользуется понятием личности для обоснования
программ и методов формирования у воспитываемого человека социально ценных свойств. Имея
предметом воспитания личность человека, педагогика сама опирается на понятие о личности,
разрабатываемое другой наукой.
Науку, в которой личность является центральным понятием, представляет психология.
Решение вопросов психологии затруднено сложностью ее проблем, ее объекта — человека,
объединяющего в себе организм как биологическое целое и личность как члена общества и
общественного деятеля.
Из чрезвычайно многочисленных попыток эмпирического освещения проблемы личности,
предпринимавшихся за рубежом, следует указать на работу Г. Оллпорта (Allport H., 1937). Автор,
приводя 49 эмпирических определений личности, дает пятидесятое: «Личность — это организованная
система, функционирующая как целое, или единство навыков, предрасположений и чувств, которые
характеризуют какого-либо члена группы как отличающегося от других членов группы» (с. 47).
Совершенно очевидно, что автор, много занимавшийся проблемой
личности и осветивший немало
относящихся к ней вопросов, дает все-таки формальное, эклектическое определение, в котором
общественно-историческое понимание личности полностью отсутствует. В нем не видно поэтому
разницы между животным и человеком.
В зарубежной психологии преобладают направления, отражающие механистические,
идеалистические и эклектические позиции. К ним относятся бихевиоризм, персонализм, психоанализ и
двухфакторная теория личности.
Бихевиоризм подходит к поведению человека механистически и рассматривает сознание,
личность, переживания человека только как «эпифеномены». Так, под видом естественнонаучного
подхода сложные и высшие особенности человека и деятельности его мозга упрощаются, а их
физиологический механизм искажается. В схеме бихевиоризма «стимул-реакция» выпадает или по
Hosted by uCoz