Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 164 
Next page End  

в похвальном смысле многие зарубежные рецензенты, «эклектически». Мерфи явно акцентирует
биологическую сторону вопроса, определяя человека как биологический организм, взаимодействующий
с материальным и социальным окружением. Человек, по Мерфи, — это организованное поле внутри
более широкого поля постоянного взаимодействия приходящих, исходящих и входящих энергий.
Мерфи считает основными компонентами личности: 1) физиологические предрасположения,
возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположений; 2) канализацию как процесс,
благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разряду в поведении; 3)
условнорефлекторные ответы, которые представляют собой связи между внутренними условиями
тканей и специфическими формами поведения; 4) познавательные или перспективные навыки как
продукты второго и третьего компонентов. В конечном счете элементами личностной структуры
оказываются потребности (needs) или напряжения (tensions).
В процессах детерминации органические
черты превращаются в символические (мысленные) черты. Напряжения — суть концентрации энергии
в ткани
или ряде тканей. Из элементов складываются сложные структурные элементы личности,
например, «роль» как фиксированная культурой форма поведения, «сам» (self) как восприятие себя и
понятие о себе в целом, «я» как система привычных активностей, обеспечивающих поведение. Такие же
понятия, как привычка, оценка, склонность, восприятие, концепция, образ, характер, — объявляются
структурными компонентами личности. Таким образом, все сложное сводится к элементарно
биологическому. Не отрицая роли приобретенных мотивов, Мерфи все приобретенное рассматривает
как результат органических побуждений. В чем же проявляется социальная сторона личности? В том,
что процесс ее развития объявляется Мерфи процессом социализации, в котором общество воздействует
на индивиды четырьмя путями: 1) системой сигналов «обусловливает» поведение; 2) содействует
формированию личности предписаниями и запретами; 3) изменяет импульсы индивида качественно
путем награды и наказания; 4) организует процессы восприятия и познания в соответствии с нормами
данного общества. «Социализированное существо» представляется играющим ряд ролей, определяющих
поведение в разных условиях и ситуациях. Мерфи подходит к личности с позиций «ситуационизма», т.е.
признания того, что люди ведут себя согласно требованиям ситуации; с изменением ситуации меняется
«роль» и меняется личность (Murphy, 1947, с. 867).
Определяя личность как биосоциальное явление, Мерфи детально характеризует ее
биологическую сторону, рассматриваемую к тому же как существующую рядом с социальной стороной,
при анализе которой не вскрывается ее внутреннее содержание, не выявляются полярные типы
личности, обусловливаемые социальным развитием.
В рамки биосоциальной трактовки личности укладываются и взгляды Э. Кречмера (1924),
подчеркивающего значение конституционально-биологической стороны, выводящего характер в
значительной мере из конституции. С гипертрофией конституционального момента связаны такие
реакционнейшие концепции расизма, как, например, «конституциональная типология» Э. Иенча.
Наиболее гипертрофированную форму раздувания роли врожденных инстинктивных влечений
представляет психоанализ
З. Фрейда (1924). Человеком, по Фрейду, управляют влечение к жизни
(половое) и влечение к смерти и разрушению, а обстоятельства и условия жизни — всего лишь внешние
моменты, которые учитываются организмом, влекомым к наслаждению или покою. Структура
личности, по Фрейду, состоит из трех систем: «оно», «я» и «сверх-я».
«Оно» — это врожденная инстинктивная основа личности, фонд психической энергии, источник
силы для двух других систем, «истинная психическая реальность», поскольку отражает внутренний мир
субъективного опыта. «Оно» не допускает прироста энергии, переживаемого как напряжение, и в случае
его образования разряжает энергию, доставляя этим наслаждение согласно принципу удовольствия. «Я»
— система внешнего объективного опыта, необходимая для существования, орудие мышления и
познания мира, действующее по принципу реальности. «Я» осуществляет контроль действия, но, будучи
производным от «оно», лишь от него заимствует свою силу. «Сверх-я» является представителем оценок
и идеалов общества, прививаемых ребенку родителями. Это — моральное оружие, действующее не в
соответствии с влечением к наслаждению, а согласно требованиям совершенства. «Сверх-я» тормозит
импульсы «оно», противоречащие общественным требованиям, особенно сексуальные и агрессивные,
побуждает «я» к замене реальных целей моральными, побуждает к самоусовершенствованию. В общем,
«оно» представляет в личности биологическое, а «сверх-я» — социальное.
Hosted by uCoz