Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 164 
Next page End  

Первый план характеристики личности образуют доминирующие отношения последней. С
вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что
для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного
преуспевания, или человек вообще не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с
захлестывающими его повседневными заботами.
Хотя важнейшей, и не только философски, но этически, психологически, педагогически и
житейски, проблеме счастья до сих пор уделяется мало внимания в научных исследованиях, она
теснейшим образом связана с проблемой личности, ее целей, отношений и воспитания. Нельзя
недооценивать и медицинскую сторону вопроса, так как болезнь или инвалидность вызывают реакцию
личности (слабодушие, отчаяние, болезненное депрессивное состояние), крайним следствием которого
может быть самоубийство. Другие болезненные формы выражают неудовлетворенность или конфликт с
исходом в преступление или в реактивное невротическое или психотическое состояние.
Вторая группа свойств охватывает психический уровень человека. Это не только уровень его
желаний, но и уровень его достижений. Определить данный уровень — значит, ответить на вопросы:
чего достиг человек, каковы его возможности, какой след он оставил в жизни общества, иначе говоря,
каково историческое значение личности. Здесь опять-таки тесно соприкасаются психологический и
социологический аспекты рассмотрения личности. Богатство личности определяется богатством ее
опыта и, выражая уровень ее развития, неразрывно связано с ее сознательностью и ее самосознанием,
под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее
настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в
действительности.
Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных
возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых,
эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще мало изученные свойства, как сложность,
тонкость, дифференцированность личности.
Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают.
Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении
общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается
соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических («витальных») импульсов
поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с
высокой культурой. Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не
развитый — коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровня оно ни
достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи и мотивы поведения.
Коллективизм второго оказывается стихийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким
культурным развитием, необходимым для обеспечения общественной сознательности человека.
Ступени общественного и культурного развития отличаются различной ролью, которую на каждой из
них играют для личности общественные и личные отношения.
Избирательная направленность отношений определяет и внешние и внутренние реакции
личности. В социальном плане — это полюса внешней социальности и внутренней отзывчивости
личности к другим людям и требованиям коллектива. Уровень развития и избирательность отношений
характеризуют содержание личности.
Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует
тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны освещено И.П.
Павловым как тип высшей нервной деятельности.
Следует только подчеркнуть, что: 1) темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том
числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2) темперамент обнаруживается лишь в области
активных отношений личности; 3) темперамент также может меняться под влиянием жизненных
условий.
Понятие темперамента в нашей психологической литературе толкуется в соответствии с учением
И. П. Павлова об общих типах высшей нервной деятельности. Отправляясь от типологии И. П. Павлова,
не надо, однако, утрачивать собственно психологического аспекта и забывать психологические факты.
Первостепенное значение имеет, например, такой психологический факт, как эмоциональность человека
Hosted by uCoz