Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 164 
Next page End  

его борьбой процессами овладения и преодоления составляет основное содержание развития личности,
в ходе которого она выступает не пассивным объектом, а все более активным и сознательным
субъектом. В зависимости от условий развития формирование личности приводит к разным
результатам.
При изложении павловского учения о типах в нашей литературе преимущественное внимание
уделялось их генотипической почве. При этом забывалось, что сам Павлов говорил о сплаве
врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического). Надо добавить, что у человека
роль приобретенного опыта особенно велика, она становится решающей. Вот почему условия
различных общественных структур определяют и различают личности.
Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем
поведении и деятельности. Вместе с тем не прямой, а весьма сложный характер отражения в человеке
объективных отношений, существующих в обществе, обусловливает известную самостоятельность
личности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень
самостоятельности, конечно, не одинакова у разных людей. Она зависит, прежде всего, от истории их
развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня,
которого достиг человек в процессе развития. Самостоятельность — одна из важнейших предпосылок
истинной свободы.
Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как
содержание личности, так и ее структуру и форму.
Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как
субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений,
представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.
Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания,
своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или
неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или
внутренняя противоречивость и т.п. — все это внешние проявления, форма, соотношение различных
компонентов содержания личности.
Таким образом, связь содержания и формы означает здесь переход к действию, реализуется в
поведении. Когда идеи и принципы адекватно воплощаются в способе действия, в поступках — это и
есть «оформление» содержания личности, причем такое, что слитность формы и содержания
воспринимается как черта личности — цельность, последовательность, принципиальность. Воплощение
идеи в образе действия есть в то же время соединение социального с индивидуальным: личность в
поступке (индивидуальное) реализует идею, обусловленную общественными отношениями
(социальное).
Изучение личности, неразрывно связанное с изучением общественных отношений, позволяет
объединить естественно-научное понимание человека с общественно-историческим, т.е. видеть в
человеке (как организме и личности одновременно) продукт общественных условий, результат
формирования и преобразования этими условиями его органической природы. Из сказанного следует
несколько отправных положений, имеющих принципиальное значение для конкретного научного
исследования и связанной с ним практики: личность общественно обусловлена, поэтому ее изучение
предполагает изучение общественных условий ее развития; единство природного и социального в
личности требует правильного общественно-исторического освещения ее природной материально-
физиологической обусловленности и ее болезненных изменений: личность формируется в процессе ее
деятельности, т.е. является продуктом общественной практики и развития организма в условиях этой
практики.
В медицине, в том числе и в психоневрологии, еще недостаточно учитываются и не всегда
правильно трактуются различные стороны человека как личности; клиническая патология почти не
связана с научной теорией личности.
Конечно, медики-материалисты, изучая организм человека, понимают, что психика есть функция
мозга, что организм и его болезни зависят от условий среды, что и организм и психика являются
продуктом общественно-исторического развития. Однако при этом обычно упускается из виду, что
сложные продукты развития, возникнув из простых, в свою очередь на них воздействуют. При
Hosted by uCoz