Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 164 
Next page End  

интеллектуального уровня и богатства личности, как известно, не специфичны для психопата.
Физиологический механизм невроза заключается в «срыве» нервной деятельности, вызванном
«ошибкой» возбудительного и тормозного процессов. В таком самом общем виде этот механизм
свойствен и животным. Конкретное же его понимание применительно к человеку требует
содержательного объяснения того, что возбуждает и что тормозит, почему возбуждает и почему
тормозит. А это возможно лишь на основе исследования истории развития личности и ее связей с
действительностью или отношений к различным сторонам последней, важность которых для личности
может определять болезненную силу реакции. Известно, что психические травмы — смерть близкого
человека, измена супруга, несправедливое осуждение, клевета, оскорбление, потеря средств к
существованию, разнообразные конфликты с людьми — не всегда влекут за собой невроз. Это зависит
от особенностей отношений личности и способов переработки ею событий, впечатлений и трудностей.
Психотерапия, особенности которой яснее всего выступают в лечении неврозов, заключается,
прежде всего, в изменении личности в смысле переделки ее отношений. Больные, преодолевшие свое
болезненное состояние, говорят, что после лечения они стали иначе относиться к тем явлениям жизни,
которые раньше вызывали у них болезненное состояние.
В предшествующем изложении мы пытались осветить существующее понимание психопатии и
невроза с эмпирической стороны. Однако с точки зрения методологической нельзя не подчеркнуть, что
оба термина крайне неудачны, расплывчаты.
Психопатия буквально значит страдание психики, а невроз — нервная болезнь. Надо учесть, что
эти термины выражают уровень знаний того периода, когда понятия о душевной и нервной болезнях
были еще очень мало обоснованы в этиологическом и патогенетическом плане, когда теория развития
человека и личности еще отсутствовала или находилась в зародышевом состоянии. Поэтому то, что
сказано о болезненном изменении личности в рамках психопатии, требует уточнения самого понятия
последней. Это тем более важно, что существуют формы психотических бредовых состояний, в которых
на первый план, как и при психопатии, выступает не болезненный процесс или болезненная реакция, а
патологическое развитие личности. Сюда относится паранойя, включая сензитивный бред отношения, а
также сутяжное помешательство и некоторые формы бреда ревности. Раскрытие патогенеза этих
состояний, так же, как психопатий и неврозов развития, требует разработки с правильных позиций
учения о личности и механизме формирования у нее болезненно нарушенных отношений к различным
сторонам действительности, особенно к людям и к самой себе.
Таким образом, в патологических формах развития личности и в психогенных заболеваниях
явственно сказывается роль личности, причем ее особенности — это и проявления, и существенные
условия развития болезни, и средство преодоления последней.
Не имея возможности подробно останавливаться на роли личности в психозе вообще, укажем
лишь, что и в образовании болезненных симптомов (в патопластике), и в развитии болезни эта роль
весьма значительна, хотя она до сих пор недостаточно изучалась, а лишь иногда констатировалась. Если
в состоянии острого психоза черты личности утрачиваются и как будто не играют заметной роли в его
развитии, то и в этом случае знание личности необходимо: степень ее изменения, распада или степень
ее сохранности существенна для оценки тяжести заболевания. По миновании острой стадии (в
дефектной стадии) или в случае патологической задержки развития — знание личности важно также и с
медико-педагогической точки зрения и с точки зрения реадаптации, т.е. в плане руководства больным в
процессе приспособления при наличии дефекта и в целях его компенсации.
В процессе выздоровления, когда начинает восстанавливаться личность, все большее значение
приобретают ее положительные или отрицательные черты, а также особенности ее избирательных
реакций на окружающее; все это врач должен учитывать.
Творческое применение учений И. П. Павлова о высшей нервной или психической деятельности
к человеку с учетом высшей регуляторной функции второй сигнальной системы позволяет также
правильно понять роль личности и ее реакций в возникновении ряда соматических заболеваний
(гипертонической, язвенной болезней, диабета, холецистита, гипертиреоза, психогенных нарушений
половой функции, нейродермитов), влияние нервно-психического фактора на возникновение, течение и
исход инфекционных болезней.
Не только при реактивных, а даже при эндогенных заболеваниях нервное, включая психическое,
Hosted by uCoz