Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 164 
Next page End  

состояние человека зависит также и от личности, от особенностей ее отношений к окружающему и
связанных с этим реакций на него. Каждое заболевание (и тем сильнее, чем оно длительнее и тяжелее)
вызывает болезненную реакцию личности. Эта психически вторичная реакция может явиться
источником тревожной мнительности и угнетения, а иногда в большей степени определяет
декомпенсации, чем первичная болезнь. Напротив, стойкость личности в борьбе с болезнью повышает
сопротивляемость организма, содействует рекомпенсации.
С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, В. А. Манассеин и другие крупнейшие представители
отечественной классической медицины неоднократно подчеркивали необходимость учета огромной
роли психики. Формирование нормальной личности с положительной общественно-трудовой
целеустремленностью, стойкой, выносливой, владеющей собой, не может не являться важным разделом
нервно-психической гигиены и профилактики; в свою очередь психогигиена и психопрофилактика
составляют часть проблемы нервно-психических заболеваний, имеющую тем большее значение, чем
выше роль психики в генезе заболевания.
Конечно, вопросы формирования здоровой личности тесно связаны со всеми другими разделами
психогигиены и психопрофилактики, относящимися к рациональной организации умственного и
физического труда, школьному и профессиональному обучению, производственной и бытовой гигиене.
Во всех этих обстоятельствах мероприятия по охране здоровья не могут не учитывать требований и
интересов формирования здоровой личности.
В самом деле, труд, например, это процесс, в котором личность может участвовать по-разному:
спокойно и уверенно или с тревожной мнительностью, с увлечением при правильном или с
отвращением при неправильно воспитанном отношении к нему.
В процессе труда люди взаимодействуют друг с другом, и при этом можно неправильно вести
себя по отношению к товарищам, начальникам и подчиненным, вызывать нарекания, конфликты,
проявлять обидчивость, претенциозность, упрямство, создавать сложные и патогенные ситуации. С
другой стороны, для преодоления трудностей и неприятностей, возникающих в работе, необходимы
самообладание, выносливость, самокритика, ответственное отношение к порученному делу, к
коллективу предприятия или учреждения, в котором работаешь, и т.п. То же самое относится и ко всем
другим обстоятельствам жизни.
Отношение человека к своему здоровью не сводится только к заботе о здоровье или
пренебрежению к нему. Здесь одновременно речь идет и о более высоких уровнях идейных отношений
личности. Бережное отношение к своему здоровью, как и к здоровью других граждан, является
выражением общественной сознательности. Формирование именно такого отношения к здоровью, когда
оно рассматривается как общественная ценность, — задача санитарной пропаганды и воспитания.
Значительное место в гигиене и профилактике психического здоровья занимает вопрос о
соматическом состоянии. Это связано с важной ролью психики и свойств личности в предупреждении
соматических заболеваний и укреплении физического здоровья. Хорошо известно, что такие статические
заболевания, как гипертония, зависят от нервно-психического перенапряжения. Возникновение же
перенапряжения и его фиксация, в свою очередь, зависят от свойств личности, от взаимоотношений
человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход при затруднениях, от
самообладания, от правильной самооценки и объективной критической оценки обстоятельств.
Никто не сомневается в значении физической культуры для укрепления не только физического, но
и нервно-психического здоровья. Однако занятия физкультурой требуют систематического усилия,
которое само основывается на соответствующих свойствах личности — способности к усилию,
настойчивости, целеустремленности. Здесь проблема здоровья выходит за пределы клиники: здоровье
тела неразрывно связывается со здоровьем духа и не только в том смысле, что первое обусловливает
второе, но и в том, что второе (здоровая психика) способствует первому (здоровью тела).
Мы стремились показать, что правильное понимание личности, необходимое для руководства
здоровым человеком, применимо также и к больному человеку, обязательно для успешного
предупреждения и лечения заболеваний.
Трудность правильного понимания личности заключается в умении видеть в ней целое, единство
частей, в преодолении односторонней трактовки ее как только биологического, или только
конституционального, или врожденного, или только приобретенного. Сложный и динамический
Hosted by uCoz