Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 164 
Next page End  

характер явления, именуемого личностью, требует диалектико-материалистического подхода к ее
изучению. Только при таком подходе могут быть выработаны научно обоснованные методы
воздействия на человека и в медицинском, и в социально-педагогическом плане.
Литература
Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии. 3-е изд. Л., 1926.
Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.
Де-Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. СПб., 1910.
Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Кербиков О. В. Клиническая диагностика психопатий и неврозов. М., 1962.
Кречмер Э. Строение тела и характер: Пер. с нем. М.-Л., 1924.
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений //
Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т.3. (См.: наст. сборник).
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении: Пер. с англ. Л., 1926.
Фрейд З. «Я» и «Оно»: Пер. с. нем. Л., 1924.
Allport G. Personality a Psychological Interpretation. N.-Y., 1937.
Binet A. Les alternations de la personalite. P., 1892.
Cattel R. B. Personality systhematic, theoretical and factorial stud: N.-Y., 1950. Psychiatry. N.-Y., 1959.
Hoffman H. Vererbung.
Klages L. Grundlagen der Charakterkunde. Leipzig, 1926.
Murphy G., Murphy L. Experimental social Psychology. N.-Y., 1937.
Murphy G. Personality a biological approach to origin and structure. N.-Y., 1947.
Prince M. Clinical and experimental studies in Personality. Cambridge Massach., 1929.
Stern W. Menschlilche Personlichkeit. Leipzig, 1922.
Theories of Personality. By C. S. Hall a. G. Lindzey, N.-Y., 1960.
О соотношении биологического и социального в психике человека
О том, что человек — существо биологическое и социальное, известно со времени Аристотеля. А
в середине XX века Мерфи назвал свою теорию личности биосоциальной, правда, наш знаменитый
ученый В. М. Бехтерев предложил это определение на много лет раньше. Сейчас на основе
многостороннего развития науки ясно, что это общее положение недостаточно и требуется показать, в
связи с чем и как проявляются эти две стороны социально-биологического единства человека.
Материал, которым я располагал — психолого-педагогический и медико-психологический, —
касается преимущественно так называемых пограничных между нормой и патологией состояний.
Достаточно известно, что личность человека является продуктом развития, созревания и
предрасположения. Современная генетика подводит нас к пониманию биохимических условий
нормального и патологического развития. Человек рождается недозрелым. Созревание после рождения
— это процесс внеопытного развития. Дозревают недозревшие к рождению поля мозга. Внеопытно
обусловлены рост, вес, половое созревание. Современная генетика таит в себе огромные перспективы,
но пока мы располагаем лишь скудными данными о некоторых хромосомных аберрациях при некоторых
болезнях психического развития и миопатиях и не совсем определенными данными о некоторых формах
психопатологии. Огромные проблемы способностей и одаренности (об их врожденном компоненте)
остаются вербальными пустышками, вроде понятия о физиологических задатках.
Белые пятна представляют и процессы развития личности, нервной деятельности в первые годы
жизни. Лишь работы В. М. Бехтерева и Н. М. Щелованова (1925), Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой
(1929), Н. И. Касаткина (1948), А. Гезелла (1930) освещают первые этапы развития главным образом
сенсомоторных компонентов онтогенеза. Эти исследования показывают важную роль в онтогенезе
Hosted by uCoz