Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 164 
Next page End  

нарушение, по иной терминологии психосоматическое, отмеченное как задержка развития.
Большая литература по психосоматическим нарушениям у взрослых совершенно не освещает
вопроса о том, с какого возраста возникают и в какой форме проявляются в детстве психосоматические
нарушения. В этих нарушениях личностное психогенное является вместе с тем социогенным, хотя оно
проявляется в соматическом, но выступает как социально обусловленное.
Социо-психогенез соматических заболеваний представляет личностно-психогенное в
соматическом. Психиатрам известны соматогенные психические заболевания, например, психозы при
заболеваниях сердца, психические нарушения при заболеваниях желудочно-кишечной системы, печени
и др. Эта сторона, хотя в полноте и деталях наших знаний отстает от знаний в области психогенных
психических заболеваний, однако позволяет утверждать, что соматогенные психозы обусловлены не
прямым влиянием заболевания внутреннего органа, а опосредуются особенностями личности и
характера больного. Эти данные заставляют нас видеть за соматической биологической стороной
социально-психологическое, личностное в болезни, это усложняет и уточняет наш дифференцирующий
социогенетический и биогенетический подход. В его реализации понятным образом вырастают новые
требования. Естественно, отпадает фатальный конституционально-типологический подход, который
скомпрометировал конституциальное направление в типологии и клинике.
Вместе с тем, выдвигая позиции нервизма и генетически исторической изменчивости природы
человека, нужно с критической осторожностью подойти к тем типологиям, которые разрабатывались в
духе павловского учения. Наиболее крупными группами здесь были группы А. Г. Иванова-Смоленского
(1952). К его материалам в последнее время не обращались, считая, что вследствие игнорирования
психологической стороны они не отражают правильно действительности. Вторая группа исследований
руководилась Б. М. Тепловым (1961— 1964). В этих исследованиях, следуя позициям руководителя,
авторы стремились подойти к изучению типов на основе учета элементарных свойств нервной
системы, которые объективны и непроизвольны. Эта группа исследователей осуществила рад ценных и
получивших справедливое признание работ. Но большой материал, собранный ею так же, как и группою
сотрудников А. Г. Иванова-Смоленского, имеет существенный недостаток. Ни та, ни другая группа, по
существу, не ставит вопроса, а поэтому и не отвечает на него, что представляет собой человек? Они
отвечают только на вопрос: что может в рамках данного эксперимента дать исследованный человек?
Мне кажется, нет надобности говорить здесь о том, что упомянутые вопросы различны. В разном
оттенке этих, хотя и близких, вопросов заключена не только психологическая проблема диагностики, но
и один очень важный методологический принцип: указанный тип рассмотрения нейропсиходинамики
исходит из положения о том, что сложное объясняется простым, его составляющим. Но если мы
обратимся к педагогике, то ее теория и практика показывают, что воспитание и образование создают на
врожденном и более простом такие изменения, которые преобразуют простое, видоизменяют его,
надстраивают на нем такие свойства, которые из него не вытекают, им не объясняются, но сами его
перестраивают. В этом-то и заключается смысл воспитания и его новообразующей роли. В этом и суть
вопроса о специфике социогенеза, т.е. о том, что прижизненно сформировано у человека в его
общественных условиях. Это и есть задача человеческой типологии, которая должна показывать то
новое в человеке, что создает его социально-трудовая природа, что поэтому специфично для него как
социогенное.
Методом для установления этих черт является педагогическая теория и опыт, с одной стороны,
теория и практика общественного обязательного регулирования поведения человека — с другой.
Мне кажется, что этот вопрос удобнее осветить, начиная со второго. Система обязательных,
общественно регулируемых и контролируемых требований исходит из признания, что человек в 16 лет
является зрелым гражданином, ответственным за свое поведение. Это ясно выражено в понятии
ответственности по отношению к закону, смысл которого заключается в том, что полноправный член
общества должен вести себя общественно правильно, т.е. выполнять предъявляемые ко всем зрелым
членам общества правила, требования, должен отдавать себе надлежащий отчет о действительности и,
наконец, быть в состоянии управлять своими действиями. Если поступок человека нарушает
общественные правила, а он не в состоянии дать себе отчета в этом, или, если человек не в состоянии
по тем или иным причинам правильно действовать, он, выражаясь языком юристов, аускульпируется,
т.е. освобождается от обвинения или признается невменяемым.
Hosted by uCoz