Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 164 
Next page End  

личностный момент, скорее, как идеологические категории, которые у А. Ф. Лазурского, правда,
иллюстрированы литературными и историческими примерами (1921). В наших более ранних работах
мы не разграничивали с достаточной четкостью понятий личности и характера, но подчеркивалось
значение полюсов коллективизма и индивидуализма для персонологической типологии. Этот
типологический стержень, учитывая верхнюю регулирующую в нормальном развитии роль социального
как коллективного, имеет значение не только для типологии личности, но и для всей психической
типологии и типологии характера. Недостатком, с точки зрения типологии человека, работ других
авторов является недоучет этого и разрыв персонологического и психологического, а также
недифференцированное включение персонологического в характерологическое. Во всяком случае
отличительной чертой работ советских авторов (Б.Г. Ананьев, 1949; А. Г. Ковалев, 1950; А. Н. Божович,
1968 и др.) является то, что социально-педагогическое направление кладет в основу типологии понятие
личности, ее отношений с людьми.
Сейчас у нас доминирующей стала проблема личности и коллектива. Теснейшая связь этих
понятий не освобождает от необходимости их раздельного рассмотрения, причем проблема коллектива
и коллективов, проблема их развития, их типологии и их взаимодействия остается проблемой
социальной психологии, а проблема особенностей личности, поведения личности в своем коллективе,
взаимодействия лица одного коллектива с представителями другого при учете роли коллектива в
формировании его особенностей, что раньше достаточно не учитывалось, является проблемой
персонологии или психологии индивидуальной. Если к этому добавить учет психологии малых и
больших групп и значение их для отдельного человека, станет ясным то обилие новых и важнейших
проблем, которые встают перед психологией.
Бесконечно многообразие как одновременного, так и последовательного сочетания плюсов и
минусов в развитии биологической стороны человека и его социальной и психологической сторон. Если
с оговорками о многообразии полярных, комбинированных, промежуточных типов постоянно
возникает речь о темпераментах и о 4 основных их типах, то не без основания, в связи с
рассматриваемым вопросом, мне кажется полезной в социальном, педагогическом и медицинском
плане следующая четырехчленная схема соотношения биологических и социальных, полноценных и
неполноценных сторон личности. Представим квадратный лист, верхняя половина его — социально
положительное, нижняя — социально отрицательное, правая половина — биологически
положительное, левая — биологически отрицательное. При бесконечной пестроте, которая тем более
велика, чем больше количество наносимых на карту свойств человека, возможна интегральная оценка,
столь же вероятная, как оценка 4 темпераментов. В нашей схеме по 4 квадрантам могут быть выделены
четыре основных типа: 1) тип социально и биологически полноценный; 2) социально полноценный при
биологической неполноценности; 3) биологически полноценный, а социально неполноценный и 4)
социально и биологически неполноценный. Выделение этих четырех типов важно уже потому, что
ставит вопрос о рамках правильного понимания материалистического монизма. Не менее важно и то,
что решение вопроса о социальном и биологическом в смысле объяснения принадлежности
рассматриваемого субъекта к тому или иному из указанных 4 типов может быть правильным только при
достаточно полном знании истории его общественного развития, т.е. его конкретной, соматической и
общественно-трудовой истории.
Не возвращаясь непосредственно к теме статьи, коснемся той сферы опыта, где биогенное
выступает в особо тесной связи с социопсихогенным, а именно, области судебной психиатрии,
судебной экспертизы. Хотя здесь мы сталкиваемся с отрицательной областью в характеристике нашей
проблемы, но она существенна не только по заостренности, с которой выступают психические свойства
человека и условия их формирования. Если в отношении форм психического регресса и распада
личности морально-правовая характеристика личности явно соответствует клинической картине, то в
случаях криминальной психопатии вопросы оказываются значительно сложнее. Существенным для
патологии личности при этом являются морально-юридическая неадекватность поведения, особенно в
диспропорции повышенной агрессивной эффективности и пониженной положительной реактивности,
односторонне эгоцентрические тенденции поведения, преобладающие даже над ясными доводами
рассудка.
Преодоление ломброзианства и неоломброзианства заключается не в том, чтобы в легко
Hosted by uCoz