Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 164 
Next page End  

действий. Сюда относятся способности, знания и навыки с обеспечивающей их памятью интеллект
или ум как потенциал осмысливания нового отношения, как потенциал его избирательности,
определяющий направление и характер реакций и деятельности. Таким образом, каждый момент
текущей реакции определен потенциалами функциональных возможностей, отношений, идущих из
индивидуального и общественного опыта.
Самой существенной для рассматриваемой нами проблемы является та часть ее, которая
представляет специфически фрейдовскую часть характеристики бессознательного — проблема
вытеснения. Вытеснение как художественно образный термин не является строго научным, так как им
обозначаются психологически разные явления. Вытеснить — значит, забыть, не думать, не
воспринимать. Можно не хотеть думать о неудаче, можно не хотеть думать об опасности, можно
попытаться не думать о своем аморальном поступке. Конкретно это все разные вещи. Они
объединяются одним отрицательным знаком — Не. Это положение толкнуло некоторых наших авторов
на попытку объяснить вытеснение физиологическим механизмом отрицательной индукции. Однако
многообразие явлений, отчасти упомянутое выше, не позволяет его свести к простому и однородному
понятию. Мне кажется, дело сводится к тому, чтобы здесь выделить две категории фактов:
эмоционально-волевой реакции отвергания (подобно психофизиологическому акту отвращения) и акту
сознательно волевого управления. Указывая эти факты, подлежащие, правда, более глубокому и
убедительному анализу в физиологическом плане, вместе с тем замечу, что формулы: «не хочу об этом
думать» или «мне было противно об этом вспоминать» — вошли в речевой обиход задолго до Фрейда.
Речь идет о влиянии эмоционального и волевого отношения к содержанию мышления и воспоминания,
недостатки которых и в болезненном и криминальном поведении отчетливо сказываются, но в
физиологическом плане еще не имеют научного объяснения.
Резюмируя все сказанное в обсуждаемом нами вопросе, мы приходим к следующему выводу:
новорожденный человек — анатомо-физиологическое существо, большие и малые потенциалы развития
которого обусловлены не только биологически, но и социально историческим прошлым прижизненного
развития. История развития в раннем детстве до 4 лет, по-видимому, забывается в связи с
преобразованием средств общения с окружающими. Первые этапы сознания и самосознания ребенка
нам недоступны, так как обычно ускользают из памяти ребенка, и нам доступны лишь парциальные
результаты отдельных исследований или наблюдений. Эта сторона представляет пока значительные
проблемы, требующие значительного усиления исследований. Дальнейшее развитие характеризуется как
спиралевидный процесс, отдельные компоненты которого все более определяются паратоническими
социальными влияниями, если неблагоприятные соматические условия этому не препятствуют.
Дальнейшее развитие (ранний школьный и подростковый возраст) изучены довольно полно. Они
характеризуются кристаллизацией в соответствующих благоприятных условиях воспитывающей среды
(воспитатели, коллектив сверстников), идейных регуляторов поведения. Это влияние явно социогенно.
При педагогически правильно сформировавшихся отношениях формируются полноценные принципы
социального и трудового поведения. Весь предшествующий период представляет сложнейшую картину
сочетаний и борьбы созревающих витальных, укрепляющихся и распадающихся конкретно-личностных
отношений, регулируемых в норме моральными и юридическими требованиями. Доступность и
выполнимость их в средних условиях общественно-экономической жизни определяет биосоциальную
норму человека. Выполнение моральных требований в крайних «экстремальных» условиях, даже при
угрозе собственной гибели, является героической нормой долга, их нарушение в общественно средних
условиях является преступлением. Их нарушение относительно здоровыми в индивидуально-
экстремальных условиях является вопросом дискуссионным. Здесь вопросы решаются различно в
зависимости от юридических кодексов различных стран, обсуждение которых не входит в задачи
данной работы так же, как и учитываемое нами различие в понимании этических принципов и вообще
идеологии.
Литература
Бехтерев В. М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в
рефлексологии и физиологии нервной системы. Л.-М., 1925. Т.5. С. 116—132.
Hosted by uCoz