Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 164 
Next page End  

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. О первых сочетательных рефлексах у детей // Проблемы
генетической рефлексологии. Л.: Медгиз, 1929.
Касаткин Н. И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека. М., 1948.
Гезелл А. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.,
1930.
Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1951. Т.3. Кн. 2, гл. 48 и 51.
Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. М., 1952.
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М Теплова.
1956—1964. Т.1—5.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964.
Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1921.
Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. Л., 1947.
Ковалев А. Г. Личность и характер как общественно-исторические категории. Л., 1950.
Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии
Проблема личности рассматривается в индивидуальном плане психологией, а в общественном
плане — социологией, но так как носителем личности является организм человека и так как этот
организм формируется общественными условиями, то понятна неизбежность и необходимость изучения
личности и с позиций физиологических.
Подход к рассмотрению стоящих перед нами задач обеспечивается эволюционно-историческими
позициями современной физиологии. Не касаясь здесь истории человеческого рода ни в
филогенетическом, ни в историческом аспектах и не исключая значения их, мы ограничимся проблемой
личности в индивидуально-опытном плане.
Исследования И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, И. С. Беритова, Торндайка и ряда их учеников и
последователей позволили показать роль индивидуального опыта в развитии поведения организма
животного и с некоторой осторожностью в развитии психики человека.
Личность является наиболее сложным высшим интегральным психическим образованием.
Соответственно этому в психологии должны быть более тщательно разработаны проблемы психических
образований как потенциально-психического в отличие и в единстве с процессуально-психическим.
К потенциально-психическим относятся понятия личности, характера, темперамента, интересов,
способностей, склонностей, памяти и другие. К процессам интегральным — понятие психической
деятельности, а к отдельным или частным психическим процессам относятся: переживание, мышление,
внимание, воспоминание, восприятие, эмоциональное реагирование.
В изучении психически-сложного преобладало описание и анализ путем вычленения основных
составляющих компонентов. Дефектом последнего явилось разложение целого на части, сведение
целого к частям, недостаток знания закономерностей соотношения вычлененных компонентов в системе
целого. Как известно, возникшее в начале XX века психологическое направление Gestalt-психологии
правильно исходило из целого и понимало психологический анализ как процесс вычленения более
элементарного из более сложного процесса.
В физиологии принцип целостности был особенно подчеркнут И. П. Павловым. Однако
содержательный характер принцип целостности приобретает лишь при такой характеристике целого, в
которой не затушевывается, а правильно оттеняется роль частей и характер их связи в целом. Такая
характеристика и личности, и отдельных психических образований обязывает к разделению
психического и физиологического, к учету переходов от элементарного к сложному, от низшего к
высшему. В связи с этим возникает ряд еще не разрешенных вопросов, имеющих и теоретическое, и
методическое значение.
Общепринятым и в физиологии, и в психологии является положение о том, что высшее
определяется низшим, сложное — элементарным. Но ошибки сведения как раз и заключаются в том, что
Hosted by uCoz