Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 164 
Next page End  

обнаружены индивидуальные и типические вариации в поведении в реакциях людей. Хотя в
психологии учение о психических вариациях, дифференциальная психология и характерология возникли
раньше, но именно исследования школы И. П. Павлова заложили основу научного понимания
нейрофизиологических основ психологического типа.
Наиболее широкое признание получили исследования типов высшей нервной деятельности,
проведенные Б. М. Тепловым и его сотрудниками. Разностороннее и фундаментальное исследование
человека, корреляция установленных нейродинамических свойств позволили осветить и поставить на
обсуждение важные вопросы, из которых здесь в первую очередь следует коснуться некоторых. Так, эти
исследования показали сильную сторону слабого типа нервной системы и преимущества высокой
чувствительности. Показав значение и возможности слабого типа, они поставили нас перед дилеммой
дифференциальной оценки силы и чувствительности. В каком-то плане и притом теоретически весьма
серьезном они поставили на обсуждение формулу шутливой басни. «Быть сильным хорошо, быть умным
лучше вдвое». Иначе говоря, они поставили не только элементарный и, может быть, схоластический
вопрос о том, что предпочтительнее — сила или чувствительность, но и вопрос о том, как соотносятся
чувствительность — сила, с одной стороны, и чувствительность и высший ее уровень — ум, с другой
стороны.
В связи с этим, естественно, возник вопрос о первичных и вторичных свойствах нервной
системы: является ли высокая чувствительность первичным качеством или производным,
компенсаторным, а отсюда стала ясной задача иерархии свойств нервной системы.
Далее, критически был пересмотрен вопрос о том, что должно предшествовать в
последовательном изучении высшей нервной деятельности человека, исследование основных свойств
или типов. Отвечая на этот вопрос с точки зрения исследования личности, мне казалось бы, что такое
противопоставление представляет разделение аналитической (свойство) и синтетической стороны
вопроса. Так, тип — это система свойств, определяющая поведение представителей одного вида и рода,
а основное свойство — это то, которое определяет тип и определяет поведение, а у человека и
переживание. В определении типа высшей нервной деятельности и психологического типа имеет
значение не только корреляция (координация) свойств, но и, в связи со сказанным, субординация,
доминирующая роль свойств. Значение психологической доминанты в характерологической типологии
достаточно ясно.
Объединение нейрофизиологического и психологического понимания может идти двумя путями:
а) путем параллельного изучения психологического и физиологического; б) путем встречного хода
изучения от простого физиологического к более сложному, психологическому, и, наоборот, от более
сложного, психологического, к более простому, физиологическому.
Одним из примеров может служить освещение двух типов, которые на языке физиологии высшей
нервной деятельности назывались возбудимым и тормозным, а в психологии первоначально —
описательно-субъективным и объективным (см.: W. Stern, 1906). Затем с позиций психоаналитических
они были названы интровертированным и экстравертированным; Роршахом — интратензивным и
экстравертированным. В более позднее время это деление было принято Айзенком (Н. Eysenk, 1960) и
получило довольно широкое распространение.
Однако только экспериментально-психофизиологическое исследование в сопоставлении с
клинико-психологическими данными позволяет подойти к психологическому и физиологическому
пониманию, признанию значимости и ограничению в понимании этих типов. С клинико-
психологической точки зрения они были мною в 1926 г. названы экспансивными и импрессивными
типами, с нейрофизиологической стороны возбудимым (импульсивным) и заторможенным. С
клинической и нейрофизиологической точки зрения заслуживает внимания то, что импрессивныи тип
характеризуется совсем не тормозимостью вообще, а тенденцией задержки двигательных реакций при
усилении вегетативных (см.: Новое в рефлексологии: Сб. 2 / 1926. С. 202).
Эта типология имеет не только нейрофизиологическое и психологическое значение, она имеет
личностный социально-педагогический и социогенетический смысл. Выше мы указывали на
физиологическое и психологическое значение речевого показателя — «вербализации», как мы назвали
отражение опыта в речи, осознание опыта. Здесь — и это имеет особое значение для исследования
личности — торможению двигательных реакций соответствует торможение мимических реакций, и
Hosted by uCoz