Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 164 
Next page End  

такие особенности речи, при которых вербализованный опыт у импрессивных по вопросам, особо
значимым для личности, остается скрытым, не выраженным, не сообщается. Поэтому импрессивные
склонны к замкнутости, скрытности, а экспансивные — к свободному выражению, к откровенности.
Это, таким образом, личные социогенные черты.
В наш план психологического исследования личности входит изучение двигательных, речевых,
непроизвольных вегетативных (психогальванических, сосудистых и полупроизвольных реакций).
Вегетативные реакции включают и биохимические изменения организма. Однако в плане изучения
личности важно учитывать не только степень всякой, в том числе биохимической, реактивности, но и
то, чем вызываются значительные реакции и стрессовые состояния напряжения. Различие этих
психосоматических реакций в зависимости от содержания экспериментального воздействия и ситуаций
позволяет обнаружить их личную значимость. Как известно, в своем учении о стрессе Селье в качестве
стрессора рассматривает любое воздействие, но с индивидуально-социальной и патопсихологической
точки зрения важен не любой раздражитель, а значимый. Степень значимости раздражителя или
воздействия, характеризуясь избирательной степенью реактивности, является вместе с тем
содержательно личностным психофизиологическим показателем.
Как известно, с 20-х годов (Бергер, у нас — М. Н. Ливанов, а затем и другие) в методы
исследования здорового и больного человека была включена электроэнцефалография. Многочисленные
исследования проводились в разных планах: изучались физиологические состояния, возрастные,
типологические и патологические особенности, дифференциация нормы и патологии. В меньшей
степени были изучены эти показатели в их психологическом значении.
Не касаясь самых элементарных данных, которые были обнаружены при исследовании
сравнительно давно — подавления альфа-ритма и бета-ритма при внешних воздействиях, образования
условного электроэнцефалографического рефлекса, изменения ЭЭГ при переходе от бодрствования ко
сну, — отметим лишь, что нами и нашими сотрудниками в плане личностно значимого был подчеркнут
ряд интересных моментов. Обращалось внимание на следующее: появление частных ритмов как
выражение активации умственных процессов, появление медленных ритмов, тета- и дельта- как
отражение влияния глубоких подкорковых структур с «дезорганизацией» электроэнцефалограммы,
отражающей эмоционально возбуждающее стрессовое влияние воздействия и ситуации. Эта
дезорганизация корковых ритмов за счет идущих из глубины мозга влияний позволяет судить не только
о силе подкорковых возбуждений и влияний на кору, но и о выносливости коры и связанных с этим
таких коррелятов, как самоконтроль, самообладание, относящихся к высшим, именно личностным
образованиям.
Удачным, по нашему мнению, но недостаточно законченным является прием сравнительного
изучения гипогликемии, энцефалограммы и сознания (см.: Hilletal, 1943). Как показали исследования,
психопатические лица, т.е. лица с динамически и в каком-то плане морфологически неполноценным
мозгом, обнаруживают малую выносливость его в том, что на ранних степенях инсулиновой
гипогликемии у них отмечаются резкие изменения сознания и ЭЭГ.
Это биологическое выражение мозговой динамики является, таким образом, и показателем
личностно-значимых моментов, позволяющих установить непроизвольные реактивные изменения
организма.
Исследования последнего времени позволили установить роль ретикулярной формации и
глубоких структур головного мозга, древней и старой коры. Они не только показали, что корковый
тонус, инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния определяются этими отделами, но и то,
что импульсы, идущие от этих структур, имеют значение постольку, поскольку личности удается их
регулировать и подчинять контролю новой коры, органа индивидуального, у человека социально
психологического, главным образом личностного опыта.
Так мы рассмотрели те физиологические методы и их данные, роль которых надо учитывать не
только в плане нейрофизиологического исследования, но и в целях учета особенностей личности в
плане психофизиологических отношений, важных для медицины, педагогики и психагогики вообще. В
этих исследованиях мало учитывалась история развития человека и личности специально.
В интересующем нас плане важно эволюционно-генетическое исследование человека с
младенческого возраста. Объективное изучение этого процесса, начатое В. М. Бехтеревым и Н. М.
Hosted by uCoz