Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 164 
Next page End  

Щеловановым и продолженное М. Н. Денисовой, Н. Л. Фигуриным, Н. И. Касаткиным, М. М.
Кольцовой и др., дало наиболее ценный материал для учения о первых этапах развития ребенка.
Психологические данные, которые не опирались на рефлексологический анализ, также дали некоторые
объективные данные для решения рассматриваемого вопроса.
В плане проблемы личности существенны два момента, связанные с речью и развивающимся
сознанием. Это, во-первых, смена речи о себе в 3-м лице на речь в 1-м лице, пользование
местоимением «я» для выражения своих действий, желаний. Во-вторых, это проявление активной
избирательности, инициативы, иначе, самостоятельности, причем реакция может не соответствовать
внешним требованиям или запретам, а также может возникать без внешних побуждений, проявляя
инициативность и самостоятельность. В речевой области эквивалентом этого является: «хочу», «не
хочу». Хотя вопрос о том, с какого возраста можно говорить о личности ребенка, не уточнен,
указываемые нами и отмеченные специалистами по раннему и дошкольному возрасту (А. Н. Леонтьев,
А. А. Люблинская, А. В. Запорожец и др.) свойства позволяют, однако, думать, что эти черты,
наблюдаемые на границе предшкольного и дошкольного возраста, представляют первые шаги
формирования личности ребенка. Эти первые шаги и должны быть предметом физиологического
освещения и, следовательно, задачей нейрофизиологии развивающейся личности человека.
Что же касается более взрослой личности человека, то эволюционно-генетические данные
психологического и социально-психологического характера, к сожалению, зачастую недостаточно
полные и недостаточно систематические, мы получаем в биографиях, в автобиографиях и в
анамнестических «субъективных» и «объективных» данных. В отношении взрослого здорового человека
возможности такого генетического исследования, как правило, по ряду причин отсутствуют. Они
существуют в сочетании наблюдения, анамнеза и отчасти эксперимента в клинике нервно-психических
заболеваний. Опыт этой клиники имеет значение не только сравнительно-патологического метода — в
случаях выздоровления и восстановления личности в нервно-психическом, патофизическом плане он
позволяет составить представление о типе личности и ее типических особенностях, о соотношениях
различных физиологических, психологических и социальных моментов в структуре здоровой и больной
личности в генезе и патогенезе ее болезненного состояния.
Принципиально все проявления человека в быту, ученье и труде и его проявления в лаборатории
характеризуют личность. Поэтому наблюдение и всякий психологический эксперимент могут давать
материал для ее характеристики. Но научно-методический вопрос заключается в том, на что при
наблюдении в быту и в эксперименте нужно обратить внимание и как анализировать получаемый
фактический материал. Методы исследования личности в поперечном ее разрезе характеризуются
многообразием. Помимо наблюдения и беседы, это различные вопросники (интервью), посвященные
разным сторонам личности, «батареи» тестов, комплексных экспериментальных приемов. Многообразие
этих приемов отражает активность поиска и вместе с тем показывает, что удовлетворяющая система
исследования еще не установлена.
Проблема личности и ее экспериментального исследования представляет самостоятельный
интерес. Здесь я ограничусь лишь несколькими моментами. Личность как психическое образование
сложной структуры представляет интегральный психологический потенциал, реализующийся в
переживаниях и действиях. Знание личности позволяет предсказать ее вероятные реакции (внутренние
и внешние) в определенных условиях. Личность как интеграл проявляется в каждой возможной частной
реакции, которая реализует отношения личности и знание которых обеспечивает содержательность
нашего представления о личности. Два основных значимых компонента — фенотипический и
генотипический — составляют биопсихологический и социально-психологический радикал личности.
Характеризующими личность особенностями в основном являются:
- уровень и содержание активности (влечение и темперамент в соотношении с трудовой,
продуктивной активностью в личных интересах, в общественных и принципиальных вопросах);
- уровень развития и характер способностей и самооценки;
- доминирующие отношения, главным образом к людям, привязанности, интересы, потребности;
- уровень общественно-нравственного развития, выражающийся в способности подчинять
личное общественному;
- идейный уровень и характер убеждений;
Hosted by uCoz