Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 164 
Next page End  

наиболее ярко выступает у человека. Этот потенциал представляет систему латентных переменных,
реализуемых в процессе деятельности, накопляемых в процессе опыта и определяющих самый процесс
накопления опыта. Знания, память, способности, навыки входят в этот потенциал, но главным
регулирующим направление, уровень и результат деятельности, а также приложения знаний и навыков
является система сознательных, избирательных, определяющих отношений человека — каждое его
достижение, подвиг, каждый его недочет, каждое преступление. В США большое количество работ,
объединяемых терминами «relation» или «attitude» (Adler, 1929; Rogers, Kinget, 1965; Allport, 1967),
представляет исследование отношений.
Под понятием «отношения» подразумевают то латентное состояние, которое определяет
основанный на прошлом опыте характер действия или переживания человека по поводу каких-либо
обстоятельств. В развитом плане отношения человека характеризуются их сознательностью,
выраженной избирательностью и сложностью. «Установки» можно рассматривать как неосознанные
отношения, а «отношения» как осознанные установки.
Новорожденный характеризуется генотипически и пренатально обусловленными
возможностями; в процессе жизни паратипические условия, иначе онтогенетический опыт, формируют
фенотип организма, неразрывно связанный с фенотипом личности. Мы не можем касаться здесь всего
вопроса, но коснемся лишь некоторых значимых экспериментальных и клинико-психологических
данных (Лазурский, 1921; Schwars, 1925; Adler, 1929). Недочет метода социогенеза острее всего
сказывается на клинико-психологической стороне характеристики человека. О том, что невроз
характеризуется нарушением жизни отношений (психической жизни по Биша), достаточно известно из
обычного клинического опыта. В огромном материале по психосоматической литературе, отбрасывая
ошибки и тенденциозную трактовку, можно видеть роль патогенного напряжения, потрясающего и
искажающего мозговую динамику, переживания и поведение личности. Снимите бурный и сложный
конфликт противоречивых возбуждений — и болезненные сдвиги исчезнут. С монистической позиции
Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского рассматриваются процессы нервной деятельности в норме и
патологии (Голиков, 1950, 1956, 1960, 1970). Изменения физиологической лабильности, поляризации,
реактивности и возбудимости нейронов и закономерности межнейронных взаимодействий с явлениями
сопряженного торможения и усвоения ритма четко выступают в системных реакциях различной
сложности.
Проведенное у нас монографическое исследование диэнцефальных нарушений при неврозах
(Мягер, 1976) позволило установить, что нет неврозов без диэнцефальных нарушений.
При доминирующей и понятной частоте нарушений сердечнососудистой деятельности и сна
выявились диэнцефальные нарушения, которые не являются психогенными, а также и те, которые могут
быть и психогенно, и соматогенно обусловленными. Было показано (Тищенко, 1972) различие электро-
гастрограмм при гастрических нарушениях разного характера.
Не только специалистам известны термины «невроз сердца», «невроз желудка», «половой
невроз». Соотносительное исследование клинической картины, психогенеза и оценка относительной
роли нарушения той или иной из систем позволяет говорить не о неврозе органа, а о системном
неврозе, в котором психотравмирующий и декомпенсирующий момент определяется нарушением
соматической системы при психогенной сущности страдания, что в каждом случае определяется
особенностями патогенеза либо недостаточностью или ослабленностью системы (сердечно-сосудистой,
половой, пищевой, дыхательной и т.п.), которые требуют учета состояния межуточных подкорковых
образований.
Подтверждая эмоциональный и эмоциогенный характер всех неврозов на основе их
электроэнцефалографического исследования — данные главным образом В. В. Бобковой (1971) и В. К.
Мягер (1976), мы объединяем позиции Дежерина с позициями В. М. Бехтерева, считавшего эмоции
мимико-соматическими рефлексами, а также учитываем выделение И. П. Павловым и П. К. Анохиным и
другими исследователями роли эмоций в патогенезе и динамике неврозов. Вместе с тем этот материал
требует освещения с позиций принципа доминанты. Учение о доминанте не исключает возможности
возникновения нескольких борющихся доминант и резкого нарушения в тяжелых случаях устойчивых
систем стереотипов и автоматизмов.
Исследование В. К. Мягер (1976) показывает, что эмоциональные реакции, как правило,
Hosted by uCoz