Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 164 
Next page End  

одним из условий возникновения и фиксации установки.
Что касается отношения, оно осознается, хотя мотивы или источники его могут не осознаваться.
Может ли отношение быть бессознательным или неосознанным? По-видимому, это закономерный путь
формирования всего сознательного: сразу или постепенно оно осознается, наиболее развитое отношение
осознано и мотивировано.
6
Можно спросить, чем отличаются друг от друга как образования отношение и установка.
Установка характеризуется готовностью. Оговорки и дополнения, сделанные по этому поводу Ф. В.
Бассиным и другими, не исключают этого основного факта. Что касается отношения, то его как
образование характеризуют избирательность, тяготение или отталкивание. Несмотря на близость
избирательности и готовности, все же между ними есть разница.
7
Эмоция, отношение и установка. Эмоция является обязательным компонентом отношения. Без
эмоции нет отношения или, лучше сказать, существует то, что называется безразличием и равнодушием,
индифферентностью. Индифферентность, отсутствие различия и есть безразличие.
Вопрос установки и эмоции недостаточно определен. Отмеченная связь установки с
потребностью заставляет признать роль эмоции, но она не так отчетлива в ее первостепенной
значимости для формирования установки. В фиксации установки значение эмоции велико.
8
В заключение остановимся на очередных задачах, связанных с рассматриваемым вопросом.
Прежде всего, в соответствии со сказанным, необходимо достаточно отработать вопрос о месте обоих
понятий в системе понятий житейской психологии и разграничить в отношении к ним житейское и
научное психологическое понимание. В самой системе психологических понятий важно разграничить
более элементарные понятия и подчиненные «субординированные» понятия, близкие и подчиняющиеся
понятия. Так, рефлекс условный как более элементарное образование в отношении к безусловному
является подчиненным понятием. Динамический стереотип является также подчиненным понятием.
В качестве соподчиненных можно указать на мотивы, навыки и направленность. В мотиве
заключена побудительная сила, в отношении и установке также. Источником мотива может быть
отношение, мотив может явиться источником отношения. Ученик старается, чтобы доставить радость
любимым родителям — пример первого. Стремление первенствовать как мотив может быть
источником старательного отношения к делу, к трудовой или учебной деятельности. Навык может
формироваться без потребности. Может ли установка образоваться без потребности на основе
приучивания? С классической точки зрения теории установки это невозможно, но приучивание как
формирование тенденции действия существует. Куда же его отнести, если не к установке? Это требует
дальнейшего исследования. Что же касается направленности, то этот более топологически
оформленный термин часто применяется как эквивалент «отношения» и установки. Надо заметить, что
термин готовности выражает и определяет тенденцию перспективного действия, направленность,
строго говоря, есть характеристика последствия. Заслуживает внимания, что классическое определение
установки имеет характер ретроспективный, тогда как направленность — целевой и перспективный.
Отношение имеет характер (в смысле его генеза) ретроспективный, объясняет поведение и переживание
настоящего и имеет перспективное значение для позиций психологии отношений. Направленность
выражает доминирующее отношение или его интеграл. Близость обоих понятий сказывается и в том,
что в переводе некоторых психиатрических терминов пользуются и термином установки, и термином
отношения. В первую очередь нужно указать на понятие: attitude — английское и французское слово.
Обычно в словарях нет термина установки, но одним из переводов этого термина в обоих языках
является отношение. Можно также указать на термины: диспозиция, предрасположение и склонность к
Hosted by uCoz