Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 164 
Next page End  

позиции. В. Штерну (W. Stern, 1912) принадлежит термин: диспозиция направленности. Они явственно
отличаются от рассматриваемых понятий там, где предрасположения конституционально-обусловлены,
и близки там, где речь идет о приобретенном. Примененный Адлером (A. Adler, 1930) термин позиции,
хотя и противопоставляется им диспозиции, но очень близок понятию направленности.
Суперординация включает отношения и установку в широкую систему. Укажу прежде всего понятия
характера. В характер входит и установка, и отношение, но было бы сложно целостное интегральное
синтетическое понятие характера отождествлять с динамическим стереотипом, установкой или
отношением.
Мы рассмотрели ряд психологически важных понятий. Уточнение и дифференциация понятий
является важным моментом научного развития. Полагаю, что данная статья имеет значение, главным
образом, в этом плане.
Литература
Бассин В. Ф. Проблемы бессознательного. М., 1968.
Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. 2-е изд. Пг., 1923. С. 14—15.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3. С. 29.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз. 1946.
Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1958.
Adler A. Praxis und Theorie der Individual-Psychogie, 4 Auflage, Munchen, 1930.
Stern W. Differenzielle Psychologie. Leipzig, 1912.
Strasser V. Mensche Zusammenhange und Beziechung. 1916.
Sullivah H. S. Interpersonal Theory of Psychology, 1953.
Психические функции и отношения
Перестройка позиций психологии неизбежно влечет за собой перестройку основных понятий и
представлений о движущих силах психической деятельности и поведения.
Психическая деятельность и поведение могут быть правильно освещены только как поведение и
деятельность личности. Аналитическая психология, освещая эти проблемы, исходила из безличных
элементов и функций. «Целостная» психология исходила из абстрактного бессодержательного,
безличного целого. Интегральные понятия поведения, деятельности и личности, будучи широкими,
сложными, многосторонними, требуют расчленения, но такого, чтобы при этом не утрачивался
целостный и содержательный характер понимания личности.
Понятие психического отношения представляет внутреннюю сторону связи человека с
действительностью, содержательно характеризующую личность как активного субъекта с его
избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные
стороны объективной действительности. Деятельность и поведение одной и той же личности в каждый
данный момент определяются ее отношениями к различным сторонам действительности, отношениями,
вытекающими, в свою очередь, из истории развития личности, т.е. из всей объективной общественно-
исторической действительности. Повседневная жизнь человека, его деятельность, поведение,
взаимодействие с людьми определяются общественными отношениями людей, но научная психология,
которая, казалось бы, должна в организованной, систематической форме отразить этот бесспорный факт
жизни, проходит мимо него. Поэтому, изучая высшие формы человеческой психики — сознательную
деятельность, мы опираемся на определение К. Марксом сознания — «сознание есть мое отношение к
моей среде» — и на его определение сущности человека как совокупности общественных отношений.
Считая эти понятия чрезвычайно важными для психологии человека, строящейся на позициях
исторического материализма, мы давно занимаемся освещением проблемы психической деятельности с
позиций психологии отношений.
Борьба с функционализмом в советской психологии является выражением борьбы за
содержательную целостность против атомизма и формализма. Так как это — общепризнанный у нас
Hosted by uCoz