Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 164 
Next page End  

и любимое. Любимое — в данном случае дело, которое любят; не только забота о любимом деле есть
память о нем, но и знание малейших деталей дела, сохранение их в памяти являются выражением
любви к делу. Едва ли нужно говорить о том, какие детали, относящиеся к ее ребенку, прочно хранит
память любящей матери. О том, что мать неодинаково любит двух детей, не трудно узнать по тому,
насколько при прочих равных условиях богата ее память по поводу одного и как сравнительно бедна по
отношению к другому. Можно сказать, что не только эмоция является условием памяти, но память
является мерой отношения — любви, дружбы, интереса и т.п. Опыт школьной работы учит, как
известно, тому, что материал, воспринятый учащимся с интересом, оказывается гораздо более богатым и
прочнее усвоенным.
В опытах А. Россол, о которых говорилось, при экспозиции картин различного содержания
обнаружилось совершенно различное воспроизведение в зависимости от отношения к картине. Это
отношение характеризовалось как положительное, отрицательное и безразличное. Результаты
приведены в таблице.
Характер
отношений
Количество
воспроизведенных
деталей объектов
Количество объектов
после
первой
экспозиции экспозиции
после
второй
воспроиз-
веденных
забытых
Положительное
133
167
50
0
Отрицательное
95
124
28
22
Безразличное
67
81
7
43
Как видно, при положительном отношении воспроизведение наиболее богато — все
воспроизведено, и ни один объект не забыт; при отрицательном отношении воспроизведение несколько
беднее: забыто 22 объекта из 56; наконец, при безразличном отношении воспроизведение оказалось
вдвое беднее по количеству деталей: 67 и 81 против 133 и 167 при положительном отношении. При
безразличном отношении объектов воспроизведено 7, а забыто 43.
К памяти можно подойти и с другой позиции, говоря, что живой материи свойственно, как
правило, утрачивать следы впечатлений и опыта; при этом понимании оказывается, что чем большее
значение имеют для человека события или лица, тем более их образы преодолевают закон забывания.
Отсюда понятны эпитеты «неизгладимое впечатление», «незабываемые минуты» и т.п. Изучение
старческого регресса памяти показывает недостаточную правильность положения о том, что старики, не
запоминая нового материала, помнят хорошо старый. Воспоминание старого у них богаче, но также
полно пробелов. При этом воспроизводимые в преклонном возрасте переживания и факты раннего
детства относятся к любимым лицам, к острым (радостным или тягостным) эпизодам детства, к
переживаниям стыда, обиды, раскаяния, к эпизодам, связанным с переломными моментами в жизни.
Все прочно запоминавшееся оказывается не случайным, а имеющим индивидуальный смысл, связанный
с тем значением, которое оно имело для человека, сохранившего воспоминание.
Некоторые воспоминания приобретают, в силу неразрешенности лежащего в основе их
переживания, навязчиво прочный характер, что является предметом нашего рассмотрения в другом
месте.
Внимание. Внимание это сосредоточение психической активности. Заинтересованный
ребенок весь «захвачен» интересным предметом, рассказом, делом. Внимание голодного неотразимо
привлекается запахом пищи. Человек с потребностью в чтении не может оторваться от книги.
Увлеченный работой человек поглощен ею. Он ничего не слышит, не видит, не чувствует голода и
усталости. Учащийся, рабочий, воин на посту, утомленные трудом, не ослабляют внимания,
преодолевая усталость вследствие сознания долга и необходимости.
Внимание — важнейший механизм упорядоченной нервной деятельности, физические основы
которого освещены И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым и со ответствуют учению о доминанте А. А.
Ухтомского. Но здесь для нас важно подчеркнуть не это хорошо известное значение внимания, не его
Hosted by uCoz