Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 164 
Next page End  

Уверенность психологически выражает влияние воли на мышление. Мышление, холодное,
бесстрастное, как счетчик, не является двигателем человеческого поведения; им является мышление
страстное, но не пристрастное, толкающее суждение и выводы на неправильный путь.
С психологической, педагогической, логической, житейско-практической точек зрения следует
еще коснуться вопроса о личности или безличности мышления. Самостоятельность, стойкость в
мышлении, отстаивании своей точки зрения является выражением личности в мышлении. Эти свойства
отражают отношение к себе, отношение к другим людям, выражают моральную принципиальность или
аморальную беспринципность мышления. Вместе с тем они могут выражать неуступчивость и
упрямство, самовлюбленный эгоцентризм и слепую предвзятость мышления, с одной стороны;
уступчивость, соглашательство, внушаемость, безличность, безразличие — с другой. Иначе говоря,
нравственное значение мышления неотделимо от характерологического значения содержательности
мыслительных процессов.
Абстрактная индивидуальная психология рассматривала эти особенности только как проявление
характера в области мышления. С этим можно, однако, согласиться лишь с учетом того, что черты
характера выражают не формальные качества, а содержательные отношения, и что характер человека
является не только своеобразием свойств, но и своеобразием нрава, т.е. неотделим от нравственного
склада и моральных отношений личности.
Изложенное приводит к вопросу о преодолении функционализма, интеллектуализма в
мышлении, а это тесно связано с вопросом о преодолении формализма и формально-логического
понимания.
Формальная логика заботится только о соответствии между посылкой и выводом.
Диалектическая логика, логика жизни, стремится отразить связь событий, фактов или предметов не с
формальной точки зрения, а в их существенной стороне; при этом один и тот же предмет выступает в
разных опосредованиях и разных значениях. В диалектическом мышлении речь идет уже не об
абстрактных выводах из абстрактных предпосылок, а об единстве конкретного и абсолютного в
понимании значения и смысла рассматриваемого явления. Этот живой процесс оказывается гораздо
более сложным, чем процесс формально логического заключения. Выбор предпосылок, конкретных
фактов и освещение относительной значимости их может меняться в зависимости от задач, которые
возникают перед субъектом, от задач, которые он сам себе ставит, и целей, к которым он стремится.
Нарушения мышления не укладываются в рамки формально-логического «верно или неверно».
Возникает вопрос не только о том, правильно ли мышление с некоторой точки зрения, но и правильно
ли выбрана точка зрения. Выбор точки зрения, выбор критерия связан просто с бессубъективной
констатацией, но выражает избирательную позицию субъекта. Здесь мы встречаемся с теоретически и
практически важнейшим вопросом такого понимания личностью действительности, когда это
понимание определяет поведение человека и играет существенную роль в практике производства,
воспитания и психотерапии. Эта проблема связана с важнейшими вопросами о перестройке понимания
в связи с изменением отношения и о перестройке отношения в связи с изменением понимания. Только
связь отношений с активностью личности позволяет нам уяснить себе, каким образом понимание, т.е.,
казалось бы, интеллектуальный процесс, рассудочная деятельность переделывает всего человека.
Неправильное решение этого вопроса связано с интеллектуализмом, с недостаточным учетом
того, что суждение и мысль личности, будучи включенными в систему отношений, оказываются
действенным фактором. Перестройка их неизбежно влечет за собой перестройку всей системы
отношений личности в целом. С этим мы сталкиваемся, когда помогаем воспитаннику понять, что
действительно хорошо и что действительно плохо, когда мы помогаем ему отличать действительных
друзей, ему содействующих, от тех, кто ему приносит вред. То же самое делает врач-психотерапевт,
который помогает больному по-новому осознать действительность, понять неправильность его
позиций, оценок, реакций и действий.
Сила педагога и врача в том, чтобы так овладеть отношением воспитанника или больного, чтобы
сделать правильную точку зрения точкой зрения руководимого, правильное отношение — его
отношением. В перестройке отношения ко всей жизненной ситуации исходным моментом является
отношение ученика к педагогу или больного к психотерапевту.
Задача правильного мышления заключается в том, чтобы отличить в суждении логику
Hosted by uCoz