Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 164 
Next page End  

его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у
него волю, побуждают видеть в искаженном свете действительность и себя в ней, вызывают
непоследовательность в поведении.
Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический
институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском
университете и знакомя через свои лекционные курсы вступающую в большую науку молодежь с
закономерностями и механизмами формирования и развития таких сложных психических образований,
как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал,
что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны — одно из условий
гармонизации взаимоотношений между людьми, снижения конфликтности и напряженности при их
взаимодействии, но и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не
стояла на месте, а все более эффективно проникала в еще не познанные глубины внутреннего мира
человека.
Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 октября 1973 года, сейчас успешно
продолжают его многочисленные ученики и последователи из созданной им научной школы.
А. А. Бодалев
Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека
Методическим принципом изучения мертвой и живой природы является изучение ее объектов в
процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и
возможностях познается в соотношении с объективной действительностью.
Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в
его психической деятельности. Объективное психологическое исследование требует поэтому изучения
соотношений человека с окружающей действительностью. У человека в силу общественно-трудовой
истории развития, в отличие от животных, соотношения с окружающим имеют особый характер. В
соотношении с окружающим человек выступает в роли субъекта-деятеля, сознательно преобразующего
действительность. Изучение человека в его соотношении с окружающим выявляет эти особые качества и
позволяет при объективном изучении человека раскрыть его внутренний мир.
Нельзя не указать, что понятие соотношение имеет в виду такую связь, в которой не выступает
различие роли двух объектов связи. Понятие же отношения, строго говоря, возникает там, где есть
субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной
отчетливостью. Сознательное отношение представляет собой лишь высший уровень отношения к
действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых
человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его
содержательные связи с окружающей общественной действительностью. Нельзя относиться вообще.
Отношения обязывают к рассмотрению их объектов.
Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения
к действительности требуют не только психологической характеристики, но и физиологического и
общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется
сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной
деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются
исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития
человечества, истории культуры и научной антропологии.
Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему
индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной
действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный
опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. Мы говорим «целостную», потому что
относится к действительности человек в целом. Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет
или лицо, к которому относится человек, представляет не раздражитель и даже не совокупность
Hosted by uCoz