Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 164 
Next page End  

объективной действительности от субъективных устремлений. Вместе с тем мы видим, как
субъективный фактор влияет на процесс познания, как роль отношения сказывается в мыслительных
актах, как отношения вплетаются в живую ткань мыслительного процесса, как они стимулируют,
ориентируют мышление или как они дезорганизуют, неправильно ориентируют его.
Нужно ли говорить о том, что характер этих отношений, прежде всего симпатия или антипатия,
определяется воспитанием, мнениями, оценками, отношениями, которые ребенок активно усваивает из
окружающего?
Однако особенно ярко и продуктивно сказывается роль отношений в тех интеллектуальных актах,
где человек мысленно реорганизует или творит действительность, в фантазии.
Фантазия. В фантазии мысль и вся психическая деятельность человека отрываются от
действительности, но, отрываясь от нее, не теряют с ней связи в том смысле, что питаются опытом этой
действительности. Но, даже отрываясь от нее, они тем больше удовлетворяют нас, чем менее заметен
этот отрыв, т.е. чем ближе фантазия к жизни. Но что движет фантазию? Желание, стремление. Цель
фантазии — это такая действительность или та сторона действительности, к которой мы стремимся; это
устранение в воображаемой действительности всего того, что нас отталкивает, из повседневной жизни.
Они нам хорошо известны по литературе; вспомним хотя бы мечты Николеньки Иртенева из «Детства,
отрочества и юности» Л. Н. Толстого. Здесь острая ситуация болезненно переживается ребенком, жар
неудовлетворенных желаний создает острый взрыв мечтаний. Фантастические планы детей,
авантюризм приключенчества отражают стремление к новому, неизвестному. Они отражают мечты,
ставшие целями фантастического предприятия, поиски нового, яркого, удовлетворяющего кипучую,
стремительную активность ребенка, не нашедшего себе соответственной пищи и приложения в
повседневном быту и в школе при неудовлетворительной организации ее жизни. Фантазия поэта не
только реализует напор бурных и не нашедших реализации стремлений, но и тем в большей степени
насыщается идейным содержанием, отражающим реальность и направляющим деятельность людей, чем
глубже и значимее его творчество для народа, трудящихся масс.
Все изложенное показывает, что психические функции как стороны деятельности, как абстракции
от живого целого психической жизни немыслимы вне этого целого. Отрыв от него выхолащивает их,
делает пустыми, бездейственными и мертвыми. Но целое психическое представляет не формально
динамическое образование, а систему содержательных отношений личности, воспитываемой и
развивавшейся в определенных социально-исторических условиях. Поэтому функциональный аспект
рассмотрения, абстрагируя и изолируя некоторые моменты, должен их выделять, но не отделять.
Функциональный план анализа должен подчиняться плану содержательных отношений — принципу
требований, целей, стремлений личности.
Литература
Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг., 1921.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Штумпф К. Психологические явления и функции // Новые идеи в психологии. СПб., 1913.
Проблема потребностей в системе психологии
Проблема потребностей человека при огромной и достаточно осознанной психологами ее
трудности представляет раздел психологии, попытка обойти который при решении любого
психологического вопроса приводит всегда к неудаче в решении этого вопроса. Поэтому не столько
зрелость предпосылок для исследования проблемы, сколько сознание неизбежной необходимости
заставляет нас здесь сформулировать некоторые предварительные положения, связанные с разработкой
проблемы потребностей.
Известно, что вопросы познавательной деятельности представляют более разработанную область
психологии. Однако психология познания страдает односторонним рационализмом, неправильной
трактовкой познавательного процесса вследствие недооценки роли всех сторон психической
Hosted by uCoz