Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 164 
Next page End  

потребность в нормальных условиях в полной мере не может стать доминантой человека с сохранной
личностью, так как им противостоят социально обусловленные тенденции поведения, а снижение
поведения человека до уровня животного связано с распадом социально обусловленных импульсов.
Потребность, выражая состояние мозга и организма в целом, больше всего сказывается на
системах реакций, направленных на восприятие объекта и овладение им. Физиологически она связана с
механизмом доминанты и с соответствующим потребности системным возбуждением и торможением.
Коррелятом этого физиологического механизма, как известно, является психический процесс внимания,
который связан с непосредственным интересом и направленностью не только более простых, но и
более сложных процессов умственной и еще шире творческой деятельности. И. П. Павлов говорил о
«неотступном думанье», о «жаре познания», об «интеллектуальной страсти», которые представляют
выражение потребности в интеллектуальной деятельности. Нужно, однако, подчеркнуть, что дело не
только в интеллектуальной потребности, но что любая потребность направляет также и высшую
отражательную деятельность на предмет потребности. Поэтому в удовлетворении художественной
музыкальной потребности участвует не только чувство, но и все стороны интеллектуальной
деятельности. Потребность мобилизует и высшие процессы нервно-психической деятельности человека,
его творческое воображение, в котором сознание в самом полном смысле слова, как говорил Ленин, не
только отражает, но и творит действительный мир.
Научная группировка потребностей, их классификация, представляют существенную задачу.
Существующий разнобой классификаций, конечно, говорит о различном понимании потребностей, 
зависящем от того, что многое в понимании потребностей имеет еще характер умозрительный.
Например, свойственные всем организмам, в том числе и человеку, тенденции, в частности,
самозащитная тенденция, отождествляются нередко с инстинктами. В существовании этой тенденции
нет сомнений, но возникает вопрос: можно ли ее относить к потребностям. Во всяком случае, — во-
первых, с точки зрения синтеза субъективного и объективного опыта, как говорилось выше, этого нельзя
сделать. Самозащитная тенденция выступает в форме реакций, а не потребностей. Во-вторых, есть
стремление основные жизненные потребности определять в чрезмерно широких понятиях. Так, З.
Фрейд, имеющий большой конкретный опыт, вместе с тем говорит о «влечении к жизни и влечении к
смерти». Оба понятия представляются чрезмерно абстрактными или собирательными, которые, может
быть, можно было бы использовать в натурфилософском плане, но для психологии они оказываются
слишком широкими, так как нет реального переживания потребности жизни.
Очень широким, но более реальным понятием является потребность в деятельности.
Осуществляемая на каждом шагу жизни, она представляет реализацию ряда потребностей в различных
формах деятельности, и высшую форму ее проявления у человека представляет труд, т.е.
производительная, общественно полезная деятельность. Совершенно ясно, что потребности не только
варьируют в смысле их напряженности в связи с жизненными условиями, но они варьируют и в
зависимости от индивидуальности. Потребность представляет основной источник жизненной
активности личности, основное ее проявление и важнейший дифференцирующий момент в
характеристике личности. Огромное разнообразие могущих доминировать тенденций от пищевого и
сексуального влечения до потребности в труде представляет существенные основания для
дифференциации личностей и характеров. Соотношение приобретенных и врожденных потребностей
является поэтому важным показателем личности и характера.
Нельзя не вернуться в качестве примера прочной конструкции понятий ко второй потребности
— влечению, указанной Фрейдом, «влечению к смерти или к разрушению», которое на последнем этапе
его деятельности он признал главным. Самоубийство и садизм как примеры этого влечения не только не
являются доказательством его всеобщей значимости, но, наоборот, ярким примером необоснованности
утверждения Фрейда, поскольку они представляют исключение, а не обычный для жизни пример.
Отсюда вытекает необходимость построения классификации потребностей на основе
генетического исследования, которое единственно может научно разрешить вопрос развития механизма
и классификации потребностей. Соответственно этому должны изучаться потребности с самого раннего
возраста, когда мы имеем дело еще с тем состоянием внутренних побуждений, при котором можно
говорить только о влечении или предпотребностях. Одним из первых и важных проявлений жизни
является сосательный рефлекс, который иногда называют сосательной потребностью (sucking need), хотя
Hosted by uCoz