Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 164 
Next page End  

дело идет, в сущности, о возрастной младенческой форме удовлетворения пищевой потребности. Здесь
особенно ясно выступает роль внутренней зарядки пищевых центров, которая вызывает определенные
реакции, дающие удовлетворение, и которая при неудовлетворении вызывает характерные и бурные
реакции. Чрезвычайно важно, что на этой основе возникает взаимоотношение между младенцем и
матерью, в которое входит «потребность в общении с матерью». Огромная роль этого первоначального
вида общения с людьми и потребности в ней не требует аргументации. Характерная для человека
потребность в общении с себе подобными, заметная уже, таким образом, в первых этапах младенчества,
становится в дальнейшем характерной чертой человеческой личности. Так как эта связь младенца с
самкой-матерью характерна и для всех млекопитающих, то очевидно, что именно здесь важно и нужно
искать различия человека и близких к нему животных. Эта область, естественно, требует к себе
внимания и изучения. Здесь объектом притягательной силы потребности общения становится человек с
его лицом, голосом и речью как важнейшими составными частями этого объекта.
Важной задачей является прослеживание развития двух важнейших для всей истории человека
потребностей — общения и деятельности, их сочетания как потребности в деятельном общении, или
общении в деятельности, представляющем характерную специфически человеческую потребность. На
4-м полугодии ребенок начинает все более отчетливо обнаруживать личную активность. Он начинает
овладевать средством своего волеизъявления. Слова «дай, хочу» выражают его потребность в предмете
и примитивное волевое отношение к нему. Потребность в общении при этом выражается как в
реакциях, так и в словах. Плач при уходе мамы, так же как радость при ее приходе, — явление
общеизвестное. Поведение при отсутствии мамы все чаще сопровождается отказом от деятельности, от
пищи, плачем и выражениями «хочу к маме», «где моя мама», является ясным выражением того, что
образ матери как след прошлого опыта становится внутренним, характерно определяющим содержание
поведения, а потребность общения с матерью — его движущей силой. Нет надобности говорить о том,
что круг общения расширяется, что потребность общения распространяется на других лиц. Следует
отметить, что в зависимости от круга и характера общения эта потребность формирует с детства
выраженные особенности характера: общительности, замкнутости, свободного или заторможенного в
присутствии других поведения.
Метафорически и психологически важный термин «привязанность» ярко выражает иногда
кратковременное, но чрезвычайно яркое, иногда длительное выражение тяготения одного человека к
другому, которое появляется в детстве неотступным стремлением быть вместе по формуле «с тобой».
Это же выражает стремление быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом, надевать
его вещи, говорить с ним, воспринимать то же, что он, привлекать его внимание к своим впечатлениям,
делиться или действовать, как он, и т.д. Эта неудержимая потребность быть вместе нередко встречает
бестактный отпор со словами «не приставай, не надо надоедать, отстань, пойди займись чем-нибудь».
Заслуживает величайшего внимания следующая формула, которую в разных вариантах мы
встречали уже на 3-м году жизни ребенка: «Не хочу играть, хочу работать с тобой».
Так же, как привязанности, заслуживает внимания подражательность. С позиции изложенного
представление о подражательном рассматривается слишком с механически рефлекторной точки зрения
и требует в гораздо большей степени учета привязанности, потребности в общении, т.е. отношения к
лицу, которому подражает ребенок и которое имеет величайшее воспитательное значение, так как
формирует образ действия ребенка.
Говоря о развивающейся деятельности ребенка и потребности в ней как движущем факторе, мы
видим, как по мере развития от изолированных и малокоординированных движений он переходит к
оперированию с предметами. Потребность в деятельности человека в соответствии с его сущностью
представляет потребность в творчески преобразующей деятельности. Этот характер деятельности
обнаруживается у ребенка с раннего возраста.
Я позволю себе высказать, может быть, несколько не совпадающую с общепринятой мысль о том,
что известная формула — игра есть основная форма деятельности ребенка раннего возраста, например,
дошкольного - не всегда правильно и не всегда достаточно глубоко отражает смысл деятельности
ребенка и, в частности, его игровой деятельности. Свободный от обязанностей ребенок занимается в
доступной ему форме творчески преобразующей деятельностью. В нашем обществе неразумные матери
иногда руководствуются формулой: «Я трудилась, пускай мой сынок будет свободен от тягот труда».
Hosted by uCoz