Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 164 
Next page End  

Нередко и школа не ведет ни с семьей, ни с учащимися достаточной работы по воспитанию
правильного отношения к труду детей.
В капиталистическом обществе у детей неимущих классов, занятых трудом, очень мало времени
остается для игры. Однако имеющиеся при этом резервы их энергии расходуются и на игру,
представляющую воображение в деятельности. То же, в сущности, остается и у взрослых, конечно, с
соответствующими развитию изменениями. Для всего учения о потребностях, их структуре, их роли в
развитии соотношения игры и труда, потребностей в том и другом чрезвычайно важно. Объективная
действительность, отражаемая человеком, существует для него как система раздражителей лишь в
теоретическом физиологическом плане. Психологически она существует как система объектов и
требований. Воспитание человека заключается в том, что система его поведения путем воздействий
социальной среды, иначе требований других людей, направляется в русло этих требований. Как
известно, направления внешних и внутренних требований могут не совпадать. Мы встречаем у ряда
детей в четыре года уже формулу: «Не хочется, а нужно».
Игра представляет форму преобразующей деятельности, которая определяется не
необходимостью, а желанием. Наоборот, труд обязателен и не зависит от желания, а определяется
общественными требованиями.
Задача общественно-трудового воспитания заключается в синтезе желания и обязанности в
труде, в объединении необходимости и свободы труда.
Из этих положений вытекает важнейшая задача воспитания — сделать требуемую деятельность
предметом потребности. Для учащегося — это ученье, производственный труд, общественная
деятельность. В удачных примерах педагогического опыта, которых хотя и немало, но все же
недостаточно, мы имеем гармоничное развитие этих трех элементов, однако нередки их расхождения.
Наиболее трудным для разрешения оказывается то, что если мы встречаем у учащегося сочетание
развитой потребности в учении и в общественной деятельности, то производственный труд еще не
выступает в необходимом единстве с ними.
Развитие учащихся и развитие их потребностей идет рука об руку с формированием
самостоятельности в поведении.
От детского упрямства до сознательной независимости лежит огромный путь развития. И если
поведение упрямого ребенка представляет комплекс агрессивно оборонительных реакций, то
независимость в поведении является внутренней потребностью, основанной на синтезе
индивидуальных и общественно-нравственных требований. На пути к этой свободной
самостоятельности человек осуществляет значительную работу по овладению высшими формами
саморегулирования. Моральный императив, мистифицированный идеалистической философией,
сочетает в самостоятельных актах единство необходимости и свободы, представляя реальный продукт
истории развития человека в условиях системы общественных требований. Цельность поведения, а
значит, и внутренняя координация потребностей при этом являются не просто следствием
благоприятно сложившихся условий, но результатом большой работы по самовоспитанию. Существует
ли потребность в самовоспитании? По-видимому, она возникает с известного момента. Материалы по
формированию личности со стадии возникновения моральных требований к себе показывают, что с
этого момента возникает уже внутренняя предпосылка к самовоспитанию. Этот процесс синтеза
высших социальных требований с многочисленными колебаниями и нередко срывами достигает
полного развития тогда, когда формируются основные жизненные цели и основной план жизненного
пути.
Изложенное выше позволяет видеть многообразие и сложность проблемы, ставит задачи для
дальнейшего исследования и прежде всего позволяет подойти к методическим положениям
исследования потребностей, являющихся, разумеется, основой научного исследования.
Потребность представляет внутреннее тяготение индивида к некоторому предмету, действию
или состоянию, следовательно, потребность необходимо изучать в плане связи индивида с этим
объектом, процессом и т.п. как возбудителем потребности.
Критериями интенсивности потребности являются:
а) преодоление трудностей в ее удовлетворении;
б) устойчивость тяготения во времени. Они легко внешне устанавливаются. К этому нужно
Hosted by uCoz