Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 164 
Next page End  

признание, но его практическое применение обратно пропорционально этому широкому признанию. В
условиях школы, в условиях производства и в клинике даже и методически недостаточно совершенное
его применение дало, дает и даст несомненно важные факты.
Изложенное соображение, далеко не освещая всех сторон вопроса, тем не менее ставит уже в
начале нашей систематической работы в области потребностей задачи, решение которых, как мы
пытались показать, представляется теоретически важным. Вместе с тем едва ли можно сомневаться в
том, что педагогическая психология и практика, не только воспитательная, но и образовательная,
нуждаются в разработке психологии потребностей, так как внешние условия и внешние требования
только тогда оказывают положительное влияние, когда превращаются во внутренние импульсы
поведения.
Литература
Ананьев Б. Г. Ощущение и потребности // Уч. зап. ЛГУ. 1957. ¹244.
Гусев Н. К. Вкусовая рецепция как индикатор состояния организма // «Советская невро-
психиатрия». 1941. Т.6.
Иванов В. Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы:
Автореф. дисс. канд. Л., 1955.
Макаров П. О. Жажда как сложный безусловный рефлекс // Физиол. журнал СССР. 1955. ¹3.
Мясищев В. Н. Проблемы психологии человека в свете учения И.П. Павлова об отношении
организма к среде // Уч. зап. ЛГУ. 1953. ¹147.
Мясищев В. Н. Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова // Уч. зап. ЛГУ.
1954. ¹185.
Adler A. Uber d. nervosen Charakter. Halle, 1922.
Lewin K. Vorsatz Wille u. Bedurfniss. Berlin, 1926.
Социальная психология и психология отношений
Разработка проблемы социальной психологии у нас после Октябрьской революции встречала
возражения: нет оснований говорить о социальной психологии, так как человек по природе социален, а
следовательно, вся его психика социальна. Нельзя возражать против положения о социальной природе
психики, но нужно учитывать возможность многопланового изучения фактов. Всякая машина создана
человеком и является техническим продуктом истории, экономики и культуры. Можно рассматривать
машину и с технической, и с культурно-исторической, и с экономической сторон.
Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как
он развивается — это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как индивидуальная
психология.
Такое понимание индивидуальной психологии, данное В. Вундтом, отличается от более
правильного понимания этого термина А. Бине или А. Адлером. Однако этот термин приобретает
оттенок, более близкий вундтовскому пониманию, когда говорят об индивидуальной психологии,
противопоставляя ее коллективной или социальной психологии, у нас еще нет достаточно
отработанных общих позиций, я позволю себе не входить в глубокое и детальное ее освещение, а
рассмотреть лишь те планы психического, которые сюда, несомненно, относятся.
Это: а) особенности психической деятельности человека в процессе его взаимодействия с
группой людей и с отдельными людьми; б) типические психические особенности отдельных
общественных групп — этнических, культурно-исторических, классовых, профессиональных, как более
крупных, так и более мелких; в) психогенез таких продуктов общения людей, как нравы, обычаи,
развитие отдельных сторон языка, культуры. В этой группе вопросов было бы, конечно, ошибкой
подменять общественно-экономическое и связанное с ней культурно-историческое понимание и
объяснение, являющееся предметом философии, социологии и истории, психологическим пониманием.
Однако процесс исторического рассмотрения всех этих сторон неразрывно связан с изучением
Hosted by uCoz