Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 164 
Next page End  

составляют психические отношения. В семье как социальной ячейке мы находим аналогичные
взаимоотношения ее членов.
То же наблюдается в различных общественных группах, прежде всего в производственно-
трудовых. Вместо учителя и ученика здесь выступают мастер и рабочий. Мастер, бригадир, начальник,
каждый рабочий в отдельности и все рабочие представляют коллектив как своеобразное целое, в
котором каждый член является своеобразной частью, отражающей лицо коллектива, и сам отражается в
этом коллективе.
В связи с проблемой взаимодействия и взаимоотношений нужно рассмотреть вопрос о связи того
и другого. Является ли взаимодействие лишь процессуальным выражением отношения как
потенциального, или, наоборот, отношение является потенциальным эквивалентом процессов
взаимодействия? Здесь существует внутренняя зависимость, но нет постоянной связи. Сущность этого
неполного совпадения заключается в том, что взаимодействие внешне регламентируется, в нем
отношение выражается в отрегулированной социальными требованиями форме. Требования
дисциплины и соблюдения социальных форм поведения (конвенциальных норм приличия, такта,
этикета) не допускают непосредственного проявления отношений, а особенности связи между
требованием формы взаимодействия и истинным характером отношения чрезвычайно важны для
динамики взаимодействия и характеристики взаимоотношений людей.
Ученик шаловливый, живой, недостаточно дисциплинированный любит и уважает учителя: при
нем, для него и по его указанию он старателен, исполнителен и дисциплинирован, тогда как в
отношении к другим учителям и ученикам он недостаточно дисциплинирован и несдержан. В
отношении к любимому учителю он хочет и может вести себя как требуется, а в отношении к другим он
не хочет сдерживаться и нарушает правила. В этом социально-психолого-педагогическом плане не
столько отражаются разум и воля или конкретный характер и темперамент, сколько главным образом
отношение к руководителю, которое и определяет поведение. Очевидно, относить недочеты или
дефекты поведения к внутрииндивидуальным абстрактным или конкретным качествам было бы
ошибкой и психологической, и педагогической. Только ориентировка на межиндивидуальные или
индивидуально-коллективные связи является теоретически обоснованной и практически необходимой.
На процесс взаимодействия человека в коллективе и с коллективом влияет характер человека, в
котором сказываются как свойства его психических процессов, так и особенности его отношений. Так,
когда мы говорим «волевой, эмоциональный, фантазер», очевидно, эти свойства являются отвлечением
от особенностей волевой, эмоциональной и интеллектуальной деятельности.
Когда мы говорим о свойственных данному человеку доброжелательности, ответственности,
правдивости, честности, самоотверженности, преданности, дружелюбии или о противоположных
качествах, то речь идет об особенностях отношений. В каждом свойстве характера, в сущности,
отражаются процессуальные особенности и особенности отношений, но в некоторых особенно явно и
отчетливо выражается сочетание того и другого и обнаруживается более сложный структурный характер
психических свойств человека. Итак, чуткость — это не просто тонкая восприимчивость, а
восприимчивость в отношении к человеку, его трудностям и страданиям. Она основана на выраженно-
положительном отношении к человеку. То же можно сказать об отзывчивости. Столь важные вообще и
в социально-психологическом плане общительность с ее противоположностью — замкнутостью и их
нюансами — откровенностью, открытостью или скрытностью — являются не элементарно или
первично функциональными коммуникативными качествами, но выражают сочетание экспрессивных
или импрессивных тенденций с положительным или отрицательным отношением к людям, прежде
всего доверия или недоверия к ним. То же можно сказать о внимательности. Это не просто свойство
развитой функции — процесса внимания, а выражение отношения привязанности, любви, заботы о
человеке.
Важнейшим продуктом общественного развития является нравственность. Говоря о внешнем
поведении и взаимодействии, мы указывали на их внешнюю и внутреннюю стороны, в которых
отношения представляют внутреннюю потенциальную сторону поведения и взаимодействия. Проблема
нравственности является прежде всего проблемой нравственных отношений, которые определяют
мотивы и выбор поступка. Моральная борьба, столкновение моральных и неморальных побуждений,
результат этого столкновения определяются уровнем действенности нравственных отношений, их
Hosted by uCoz