Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 164 
Next page End  

доминированием. Аморальный поступок или компромиссное решение выражают относительную
слабость личности.
Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера
заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных
отношений. Осуществление этой задачи предполагает выполнение общеизвестного, но вместе с тем, к
сожалению, редко в достаточной степени реализуемого педагогического правила единства и
последовательности требований, единства эмоционально-оценочных отношений к поступку
воспитанника со стороны воспитывающих его лиц. Отношения людей формируются в процессе их
взаимодействия. Важными воспитывающими взаимодействиями являются помощь и требования.
Помощь выражает положительное отношение и содействие руководителя, которые формируют ответное
отношение руководимого к руководителю. Требования, как известно, исходят из оценки возможностей
воспитанника в смысле выполнения возлагаемых на него школой или общественностью обязанностей.
В них общее принципиально обязательное отношение облекается в реальную, конкретную и посильную
для исполнителя форму. Для ученика решающую роль играют требования трех инстанций: семьи,
педагога (педагогов) и школьного коллектива. В воспитании социально-нравственных отношений, в
формировании прочного, привычно закрепленного, быстро принимаемого и твердого решения имеет
решающее значение постоянная согласованность всех этих участников воспитательного процесса.
Поведение так называемых педагогически трудных детей (от недисциплинированности и нерадивости
до преступности) представляет результат противоречий в требованиях этих общественных инстанций,
которые мешают образованию нравов.
Справедливо отвергнутое А. С. Макаренко «парное взаимодействие» в общественном
воспитании сменилось трехчленной педагогикой. Опыт воспитательной работы показывает, что при
сочетании семейного и общественного воспитания мы имеем дело с четырехчленной педагогикой.
Опыт психологов и педагогов указывает, что нередко трудность в воспитании ребенка в семье возникает
вследствие неправильного отношения к нему слепо любящих родителей, считающих: «Мы росли в
трудах и лишениях, пусть наш сыночек или дочечка не знают трудов, забот и обязанностей», и т.д.
Вырастает эгоистический, слабовольный и капризный, не знающий правил и обязанностей человек.
«Дефективные отношения» (Макаренко) порождают дефект педагогического воздействия семьи на
ребенка и ее взаимодействия с ним, а отсюда вырастает «дефективное отношение» ученика к своим
обязанностям и социальным правилам. Если случаи враждебного отношения родителей к школе,
являвшиеся источником педагогических затруднений в начале революции, отошли в прошлое, то
неправильное, нетребовательное отношение родителей и их вредное попустительство до сих пор еще
встречаются и создают прорыв в системе единых требований воспитания. К сожалению, этот прорыв
может обнаружиться не только вследствие недостаточной сплоченности и организованности и
связанной с этим недостаточной требовательности коллектива, но и вследствие неодинаковой
требовательности педагогов и к коллективу, и к отдельным воспитанникам. Неодинаковые требования
формируют непрочное и неустойчивое отношение воспитанника к требованиям школы. Из
взаимодействия требований, исполнения и оценок возникает и формируется принципиальное
отношение к общественным требованиям, прежде всего отношение к труду, учению, людям.
Общепринятым у нас является диалектическое положение о том, что в процессе развития
внешнее становится внутренним. Однако этот процесс перехода внешнего во внутреннее не есть
простое и пассивное усвоение внешнего опыта и внешних воздействий, а сложный спиралевидный
процесс, в котором человек, еще не став личностью и еще беспомощный в воздействии на
действительность, все же активно избирателен; внешнее не случайно и при нормальных условиях
развития направленно воздействует на него.
Таким образом, внешнее, удовлетворяя первоначально примитивные жизненные потребности
ребенка, уже формирует синтез усвоенного с предшествующими внутренними импульсами. Новые
потребности все более и более целенаправленно адресуются к окружающему. Увеличение связей
является ростом потребности и ростом активности, а этот психический рост человека стимулируется
новыми требованиями к нему общественной среды. Очевидно, что в процессе развития человека как
индивида и элемента общества имеет место расширение его взаимодействия с социальной средой,
представляющей сложнейшую систему коллективов и лиц, стимулирующих и регулирующих действия,
Hosted by uCoz