Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 164 
Next page End  

поступки и переживания. В этом процессе формируются взаимоотношения и отношения человека,
становящиеся шире, многостороннее, дифференцированнее, сознательнее и перспективнее.
Общепсихологический план личности неразрывно связывается с социально-психологическим планом
коллектива, но отождествляясь с ним и требуя рассмотрения вопросов человеческой психики как
продукта социально-трудового развития в единстве двух планов — индивидуального и коллективного.
О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной
психологии
Общение, как известно, является вместе с производительным трудом источником общественного
развития. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью,
положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является
обращение человека с человеком. Общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер его,
активность, размеры определяются отношением.
Вопрос обращения мало освещен психологической и педагогической теорией, однако он не
только постоянно имеет значение в процессе взаимодействия людей, но и играет существенную роль в
организации общения и отношений человека. Естественным является параллелизм положительного или
отрицательного отношения и обращения как формы.
Общественная необходимость иногда вынуждает человека к общению независимо, а иногда и
вопреки отношению. В связи с этим такие изменения в поведении человека, которые, будучи
устойчивыми и генерализованными, становятся выражением и диалектически значимым проявлением
характера, имеющим как педагогическое, так и клиническое значение. Если разработка проблем общения
без учета отношений не может быть достаточной, то изучение общения и отношений без учета
обращения невозможно.
В генетическом плане надо учесть, что обращение мягкое или жесткое, даже жестокое,
подавляющее или ободряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое формирует и отношение, и
потребность или боязнь общения.
Не только педагогика, но и история показывает, что повторность соответственного типа
воздействия формирует определенный психологический тип личности со всем комплексом
характерологических признаков. Не имея возможности в кратких тезисах изложить возможные варианты
формирования дефектов личности в связи с неправильным способом воздействия — обращения, можно
здесь отметить в специальных областях психологии: в области управления процессом трудового и
социального поведения и в генезе патологических характеров должны изучаться не только роль ошибок
способа воздействия, но и значение их в формировании положительных качеств личности.
Личность и труд аномалийного ребенка
Нет надобности говорить о необходимости положить в основу практической воспитательно-
образовательной работы с аномалийным детством его изучение. Это положение достаточно
общепризнанно, но одного лишь признания, конечно, недостаточно, и трудная задача исследования в
первую очередь ставит нас лицом к лицу с вопросом о наших научных позициях в этой области, в самом
способе исследовательского подхода. Здесь мы коснемся только одной стороны этого большого вопроса,
а именно, вопроса о личности аномалийного ребенка.
Старая психология, страдавшая атомизмом и оторванная от практики, не разработала этой
проблемы. В новой психологии за границей она привлекает большое внимание, но освещается в
основном неправильно — идеалистически, механо-биологически и эклектически (Штерн, Бюлер,
Шпрангер, Кречмер, Фрейд, Роббек, Адлер и др.).
У нас о проблеме личности говорят в последнее время все больше и больше, но теории этого
вопроса еще нет. Естественно, что психология и учение о детской недостаточности, опираясь на систему
понятий нормальной психологии, также отражает недоразвитие этого участка психологической теории,
Hosted by uCoz