Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 164 
Next page End  

по выражению Штерна, «единство в многообразии (unitas multiplay)». Однако искать объяснения этого
нужно не в мистике целесообразности, как делает ряд авторов (Штерн, Адлер и др.), и не только в
органически обусловленном единстве, но в единстве истории развития, в единстве общественного
опыта личности.
Многосторонность личности заставляет, однако, не упуская из виду ее единства, подходить к ней
с разных точек зрения, освещая ее основные стороны.
Соответственно избирательному положительному или отрицательному отношению личности к
различным сторонам действительности определяется направленность личности. В это понятие входят
обусловленные всей общественной практикой отношения личности, т.е. ее взгляды, убеждения, оценки,
вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности.
Опыт личности, объем ее общественных связей, сложность ее взаимоотношений с
действительностью, широта и глубина, с которой сознается и перерабатывается человеком сама
действительность, — все это меняется в процессе общественного развития личности, относительно не
зависит от направленности и составляет второй существенный момент в характеристике личности — ее
уровень, выражающий определенное функциональное и, прежде всего, интеллектуальное развитие
личности. Уровень и направленность не определяют вполне характера реакций и способа действий и
переживаний.
Третьим существенным моментом является структурный аспект личности. Ее структурная
характеристика и освещает нам человека со стороны его цельности или расщепленности,
последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или
поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций.
Наконец, четвертым моментом является динамика темперамента, характеризуемая степенью
эмоциональности, степенью возбудимости, силой и темпом реакций.
Личность — система отношений. Характеризуя личность ее направленностью, уровнем,
структурой и динамикой, мы тем же самым характеризуем и ее отношения. Развитие личности, которое
нас интересует в плане аномалийного детства, с этой точки зрения характеризуется развитием ее
отношений; обычно же в психологии говорится о развитии функций, развитии структур, но не об
отношениях.
Темой настоящей статьи является проблема личности и труда аномалийного ребенка.
Скажем несколько слов о том, почему задачей работы мы сделали эти проблемы. В плане
истории человеческого рода «труд создал самого человека» (Энгельс), развил его психику, сформировал
его личность. Онтогенетическое развитие человека представляет процесс подготовки к труду и
различные способы включения в него. В труде, переделывая действительность, человек более всего
выступает как активный субъект. В основе всех отношений человека лежат его трудовые отношения.
Задачей образовательной работы является в окончательном итоге формирование положительных
трудовых установок, трудовых умений и знаний. Аномальность ребенка это, прежде всего и точнее
всего, угроза его трудовой деятельности и неблагоприятные перспективы его трудовых возможностей.
Для ребенка школьного возраста основной формой его деятельности является подготовка к труду,
учебная работа; трудности, которые создает нам ребенок, и задачи, которые вместе с этим возникают,
имеют своим центром трудности учебной работы ребенка, которая в плане политехнизма выражается и
в овладении навыками, умением и знанием производственно-трудовых процессов. Изучая личность с
точки зрения ее отношений, мы должны поэтому в первую очередь изучить ее отношения к труду,
выяснить их характер, ход, условия и перспективы их развития. В отношении к труду и в трудовой
деятельности, как и в других отношениях, мы тоже можем выявлять ту или иную избирательную
направленность, тот или иной уровень их и, наконец, ту или иную структуру трудового отношения или
ту или иную динамику трудовой деятельности.
Так, взрослый и ребенок при развитии в структуре могут иметь одинаково положительные
трудовые установки, любить, интересоваться трудом. Труд может быть центром психических отношений
или находиться на периферии интересов личности, вызывая к себе индифферентное или даже
отрицательное отношение; запас ее трудовой активности может быть велик; трудовой процесс может
увлекать или оставлять вялым, равнодушным.
Уровень отношения к труду может быть высоким, развитым, дифференцированным.
Hosted by uCoz