Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 164 
Next page End  

Соответственно этому труд на высшем уровне в сознании его как общественной необходимости
вызывает к себе идейное, принципиальное, сознательное отношение. Уровень этого отношения может
быть ступенью ниже и иметь только конкретно-личный характер, непосредственно эмоциональный,
причем может более выступать то его целевая сторона, то его процессуальная сторона, а соответственно
этому отношение к труду может иметь узкий утилитарно-эгоистический характер или не целевой, а
процессуальный — развлеченческий характер; трудовая активность может быть обусловлена не
непосредственным отношением к труду, но привязанностью или симпатией к учителю. Трудовые
установки могут быть еще менее развиты и находиться под властью состояния, в частности,
аффективного состояния; тогда в деятельном состоянии и в хорошем настроении учащийся работает, а в
плохом настроении, в раздражительном состоянии бросает работу, вступая в конфликт с окружающими.
Характер отношения к труду может не вполне совпадать с уровнем развития трудового процесса;
как известно, сложные формы трудовой деятельности выражают высокое интеллектуальное развитие
работающего, тогда как отношение к ним может находиться на невысоком — утилитарно-эгоистическом
или процессуальном уровне. Возможно и обратное, т.е. положительное отношение и создание
необходимости труда при не особенно высоком развитии интеллектуального процесса работы. Такое
расхождение между уровнем отношения и уровнем процесса, однако, возможно только в известных
пределах и может быть связано с тем, что уровень отношения или процесса в одном направлении тоже
может в известной мере не совпадать с их уровнем в других направлениях, а также с тем, что развитие
личности, выражающееся в ее отношении к действительности, включает в себя умственное развитие, но
им не ограничивается. Впрочем, трудовая деятельность, как центральная, характеризующая возможный
оптимум личности, допускает это расхождение в минимальной степени.
Со стороны их структуры трудовые установки могут быть устойчивыми даже при отсутствии
благоприятных объективных условий, активно-положительными к труду или колебаться иногда
контрастно в зависимости от ряда моментов — своего состояния, внешних условий работы,
взаимоотношений с другими лицами по работе. Отношение к работе может включаться целостно в
систему отношений или вступать в противоречия с ними, может подчинять или определять все другие
отношения, подчиняться или оставаться в неразрешенном конфликте с ними. Так, принципиальная
трудовая установка может в силу известной ситуации разойтись с личным интересом, может быть в
противоречии с конфликтным взаимоотношением с другими работающими и т.п. Цельность,
последовательность отношений тесно связана с действенностью установок. Расхождение
принципиальных установок и конкретных отношений, обнаруживаемых поступками, является
показателем вербализма установок, при котором слова и дела, не соответствуя друг другу, создают
немалые трудности в педагогической практике.
Нет надобности говорить о том, что развитие личности и ее отношений тесно связано с
условиями социальной среды. Здесь можно только показать зависимость отношений от структуры той
социальной среды, в которой вырастает человек. Так, в общественно и культурно отсталой
обывательской семье, в семье дезорганизованной — антисоциальной в широком смысле слова —
принципиальные установки будут недоразвиты.
Устойчивость и цельность и неустойчивость и противоречивость, действенность или вербализм
вытекают из всего общественного опыта и общественной практики развивающейся личности. Так, в
условиях общества слова часто противоречат делам. Дефекты поведения детей, являясь в подавляющем
числе случаев следствием неблагоприятных общественно-педагогических условий, обнаруживают
данное противоречие. Непрерывность, длительность, единство влияний школы и семьи должны
формировать устойчивую, общественно целенаправленную личность и создать устойчивые и цельные
отношения, которых мы должны добиваться при перевоспитании «трудного» ребенка.
До сих пор мы говорили о личности с точки зрения ее отношений. Было бы несправедливо,
однако, ограничиться только этим и не рассмотреть личность с точки зрения ее возможностей, т.е. не
осветить и функциональную ее сторону. В этом отношении трудовой процесс, для учащегося процесс
учебно-трудовой деятельности, предъявляя личности известные и подчас большие требования, больше
всего дает нам для характеристики ее возможностей.
Мы начали с отношений человека и подчеркнули их роль не только потому, что они имеют
большое значение, не только потому, что проблема психологии отношений достаточно не разработана в
Hosted by uCoz