Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 164 
Next page End  

окружающими.
Направление, уровень и структура отношений связаны со всей системой условий, в которых
воспитывается ребенок. Социально-психологическая ситуация, в которой находится ребенок, может
оказаться для него настолько неблагоприятной, что создает болезненные нарушения, которые мы
встречаем в неврозе и которые характеризуются тем, что у невротика нарушены взаимоотношения с
окружающими и в силу связи с этими отношениями тяжелыми, подчас потрясающими переживаниями
или длительным напряжением нарушается его нервно-психическая динамика — повышается
возбудимость, обостряется эмотивность, аффективный разряд приобретает патологическую степень и
форму.
Эти нарушения, однако, имеют до поры до времени подчеркнуто ситуативный характер.
Изменение ситуации устраняет перенапряжение и перевозбуждение, возвращает сплошь и рядом к
норме функциональную динамику. Впрочем, чем раньше образовались ненормальные взаимоотношения,
чем более укрепляются патологические способы реагирования, чем больше они укореняются в
привычно-проторенном русле, тем труднее восстановление их до нормы и тем фиксированнее
становятся невротические установки. Каждый этап жизненного пути представляет уже новую
патологическую надстройку на нижележащем патологическом этаже. Таким образом, невроз может
представлять реакцию личности на неблагоприятные условия (ситуативный психоневроз) или
представляет процесс болезненного развития личности (психоневротическое развитие).
Неблагоприятные с педагогической точки зрения взаимоотношения между ребенком и
окружающим могут не давать психоневроза, но при длительности и определенном характере этих
взаимоотношений, в сочетании с неясными для нас конституционными моментами, создаются такие
способы взаимодействия личности с окружающими, которые представляют значительные затруднения в
работе с этими детьми. Нельзя не подчеркнуть и того, что окружающие неблагоприятные условия
оказывают особенно глубокое и длительное действие в критические моменты развития, когда в
процессе роста меняется взаимоотношение с действительностью, когда претерпевает существенные
сдвиги внутренняя структура личности. Эта сторона, особенно внимательно разрабатываемая у нас в
работах Л. С. Выготского и его школы, дает существенные, хотя пока еще недостаточно ясные,
перспективы понимания процесса развития характера.
Рассматриваемую категорию детей обычно называют характерологически-трудными: ребенок-
деспот, ребенок капризный, лицемерный, неуверенный в себе, агрессивно-импульсивный и
неустойчивый. Здесь взаимоотношения, обусловливающие способ действия ребенка, отлились и
зафиксировались в определенной форме, сделались вторым «я» ребенка, внутренними чертами его
характера и часто при напряжениях, усилиях со стороны самого ребенка даже при достаточном
понимании их отрицательной роли не могут быть легко им преодолены. «Характерологическая
трудность» ребенка бросается в глаза тогда, когда экономические, а в известной мере и культурные
условия, за исключением неправильных приемов воспитания, являются удовлетворительными. Совсем
не то мы имеем для большинства трудновоспитуемых детей, где семья характеризуется крайне низким
культурно-экономическим и вообще социальным уровнем или где ребенок оказывается безнадзорным и
беспризорным. Эта группа детей, создававшая еще в недавнем прошлом значительные затруднения, у
нас на наших глазах тает, но в капиталистических странах представляет одну из многочисленных язв
этого общества.
Эти социально-запущенные ребенок и подросток характеризуются иною направленностью его
отношений к действительности: в его взглядах, интересах, привычках содержится то, что запрещается
школой и обществом, и нет того, чего они требуют. Он любит бродяжничать, он ворует, он склонен к
азарту, наркотикам, у него нет любви (наоборот, есть отвращение) к школе и ее работе, у него нет
навыков организованной работы, нет культурных привычек; во взглядах на жизнь, понятиях и оценках
хорошего и плохого он резко расходится с обычными детьми. Уровень отношений низок. Они
примитивны и недоразвиты. Чем руководится он в своем поведении? Мотивами непосредственного
удовлетворения. Он непредусмотрителен, живя ото дня ко дню, потому что привык к превратностям
судьбы. Он несдержан, так как ему не для чего сдерживаться. У него нет устойчивых отношений или
они имеют непосредственно аффективный, конкретно-личный характер. То, что ему было
непосредственно приятно, то вызывает положительную реакцию. При неорганизованности привычек
Hosted by uCoz