Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 164 
Next page End  

Столь же неправильное, сколь типичное для западной психологии представление этой структуры
таково, что самым поверхностным слоем (я сказал бы, оболочкой) выступают идейно-этические
образования, а самым внутренним ядром личности — инстинктивные влечения (пищевое, половое). Но
что остается от этого представления в свете приведенных примеров? Если суть, ядро, глубина личности
заключается в том, что пронизывает и определяет все ее поведение и всю жизнь, то ясно, что для одной
структуры, более совершенной, это будут идейные побуждения, а для других — инстинктивные.
В отдельных случаях голод у одних вызывал обострение самозащитной тенденции, жадность,
заботу о себе.
У большинства наших людей даже самый жестокий голод и истощение, угрожающее жизни, не
могли снизить высокого этического уровня поведения.
Массовые примеры мужества и самоотверженности, представляющие победу сознания долга над
импульсами инстинкта самосохранения, показывают нам, что являлось внутренним побуждением
человека, что составляет собственно ядро его личности.
Нервно-психические нарушения, связанные с нервно-психическим перенапряжением или
истощением, показывают нам лишь те случаи, в которых огромное нарушение, вызванное требованиями
обстановки и обязанностями человека, становясь непосильным для его слабеющей нервной системы,
вызывает болезненное состояние. Но в случаях болезни моральная стойкость человека мобилизовала
силы организма до возможных пределов.
Реакции при больном мозге все же остаются реакциями личности, а поэтому подчиняются
законам психологии отношений. Личность декомпенсируется ударами по линии значимых для нее
отношений. В этом смысле чрезвычайно важно то, что переживание инвалидности значительно
перестраивает всю систему отношений человека к окружающему и само по себе определяет
сверхреактивность, которая еще больше изменяет нарушенную динамику мозга.
В связи с этим существенной, хотя и требующей иного освещения, оказывается проблема
«ответственного отношения к своему здоровью».
Если на одном полюсе стоят здоровое стремление и усилие, направленное на то, чтобы
преодолеть и компенсировать возникший в военных условиях дефект, то на другом полюсе стоит
ипохондрическое внимание к своим болезненным состояниям, и не только недостаток стремления
преодолеть их, но и склонность использовать их для устройства своих дел.
Если у нас эта «установка на болезнь» значительно менее заметна, чем в первую мировую войну,
то все же в некоторых случаях упускать ее из виду не следует, строго, впрочем, дифференцируя, для чего
сейчас имеется достаточно экспериментально-клинических возможностей, претензии при здоровом и
при больном мозге.
Мы коснулись лишь кратко и притом не всего опыта. Мы не только отметили новые факты, но и
ряд вопросов, возникающих в связи с ними.
Однако нам кажется, что даже этот беглый очерк характеризует огромный и новый материал,
которым обогатил нас небывалый по драматизму и по величию моральной силы наших людей опыт
войны.
Разносторонне освещая динамику работы психики и мозга, он потребует много усилий и труда
для его освоения и использования в целях научного и культурного роста. Являясь следствием действия
разрушительных сил, он в диалектике жизни служит задачам творческой работы восстановления и
создания новых культурных, научных достижений.
Личность и неврозы
Проблема неврозов представляет одну из важнейших областей познания личности и ее
патологии. То, что говорилось о личности, ее свойствах, направленности, уровне, структуре и
тенденциях, ярко проявляется в неврозах. Патогенез невроза нельзя понять, не учитывая структуры
личности и ее генеза.
Неврозы человека как прежде всего болезненные изменения функций мозга нельзя понять ни по
механизму, ни по происхождению, не зная специально человеческих свойств высшей нервной
Hosted by uCoz