Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 164 
Next page End  

добиваться признания того, что для правильного и здорового развития человека и его личности должно
и можно уделять более внимания развитию и укреплению самой науки о личности.
Проблема отношений в психологии индивидуальных различий
Как известно, основной задачей индивидуальной психологии является изучение психических
особенностей, свойств или качеств, отличающих людей друг от друга. Различия между людьми
обнаруживаются как в отдельных сторонах психики, например, в особенностях волевых качеств,
эмоциональности, восприятия, памяти и т.п., так и в особенностях психики вообще, в различиях
характеров. Вопрос о различиях психики и об особенностях характеров тесно связан с
общепсихологическими позициями. Атомистическая психология, включая функциональную, исходит из
различия психических элементов и пытается вывести из них различия личностей. Целостная психология
признает зависимость части от целого и считает исходными различия характеров.
Основное понятие психологии — личность и ее психическая деятельность — предполагает
разработку проблем, без освещения которых невозможно представление о личности. К этим проблемам,
не встречавшим достаточного внимания в школьной психологии, но теоретически и практически
высоко важным, относятся: проблемы интересов, потребностей, ценностей (этических,
эстетических), характера, склонностей.
Подходя к анализу психической деятельности и встречаясь с разными свойствами психики
человека, мы сталкиваемся прежде всего с вопросом об их относительной роли, их связях друг с другом,
а также о том единстве, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на
личность, как мозаику отдельных свойств. Разрабатывая этот вопрос, мы давно выдвигаем понятие
психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех
областях, но недостаточно отражено в психологической литературе. Жизнь полна такого рада
фактами: как известно, качество и успех работы зависят от отношения к ней; задача, кажущаяся
неразрешимой, решается благодаря самоотверженному отношению к своим обязанностям:
педагогические усилия превращают недисциплинированного и распущенного ученика в образцового,
когда удается изменить его отношение к школе и своим обязанностям; возвращение угнетенного
больного к жизни средствами психотерапии достигается, если он начинает иначе относиться к тому, что
болезненно нарушило его нервно-психическую деятельность.
В дореволюционной психологии значение отношений выдвинули Лазурский в учении «об
экзопсихике» и Бехтерев в учении «о соотносительной деятельности». В настоящее время учение об
отношениях приобретает постепенно все большее освещение в материалах работ советских авторов.
Психическое отношение выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую
индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. С этой точки зрения мы и освещаем
здесь проблемы индивидуальной психологии.
Многообразие индивидуальности вызывает вопрос, с чего начинать ее характеристику? Человек
проявляет себя в деятельном взаимодействии с действительностью. Чем богаче индивидуальность, тем
активнее она перестраивает действительность, тем шире ее опыт, тем более опосредованы ее реакции,
тем более они утрачивают зависимость от непосредственных условий момента и становятся как бы
внутренне обусловленными. Вследствие этой «внутренней» обусловленности действия при одной и той
же ситуации могут иметь контрастный характер в зависимости от индивидуального опыта личности. Ее
активность характеризуется прежде всего полярным отношением интереса или безразличия. В свою
очередь избирательно направленная активность определяется положительным отношением —
стремлением, любовью, увлечением, уважением, долгом и т.п. или отрицательным отношением —
антипатией, антагонизмом, враждой и пр. Значение этих моментов в проявлении характера отмечали
многие авторы, занимавшие самые разнообразные методологические позиции (Полан, Лосский, Штерн,
Адлер, Кюнкель, Оллпорт, Утитц). Но их определения характера аморфны, эклектичны, односторонни
или описательны, а потому неудовлетворительны.
Очевидно, характеристика личности не может ограничиться только стремлениями или
положительными тенденциями; но должна быть дополнена освещением ее безразличных и
Hosted by uCoz