Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 164 
Next page End  

отрицательных отношений. Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но
при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир
вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что
восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому
связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии
характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми, односторонне
понимаемого как антагонизм личного и общественного такими авторами, как Адлер, Юнг, Кюнкель и
другие.
Личность активно проявляется не столько в одностороннем воздействии на природу и вещи,
сколько в двустороннем взаимодействии людей, которое формирует, развивает или извращает характер.
Наряду с направленностью мы различаем структуру, уровень и динамику характера. Говоря о структуре
характера, обычно имеют в виду такие его черты, как уравновешенность, цельность, раздвоенность,
противоречивость, гармоничность, внутренняя последовательность и т.д. Структурно объединяют его
координация, взаимная согласованность отношений, единство личных и социальных, субъективных и
объективных тенденций. Неуравновешенность, раздвоенность, внутренняя противоречивость зависят от
несогласованности тенденций и их конфликта. Уровень личности выражается ее творческими
возможностями, но обнаруживается и в отношениях личности. По мнению Лазурского, высший уровень
личности характеризуется более всего экзопсихикой (отношениями, идеалами), низший —
эндопсихикой (нервно-психическими механизмами), а средний — соответствием экзо- и эндопсихики.
Нет нужды говорить, что для современной психологии эти формулировки должны быть
изменены, и ссылка на А. Ф. Лазурского дается лишь как на тонкого и глубокого наблюдателя-эмпирика,
указывающего и здесь на значение отношений. Мы отметим два момента. Рост опыта и обобщение всего
богатства человеческой культуры сопровождаются заменой тенденций -интересов, более элементарных,
органически обусловленных, «животных», более высокими, идейными, культурными. Это довольно
банальное противопоставление низших влечений высшим стремлениям обычно ошибочно учитывает
определяющую роль лишь того или иного влечения, но упускает из виду целостный характер отношения,
различного на разных уровнях развития.
Второе касается ориентировки тенденций во времени. Развитие и рост активности делают
поведение все более внутренне обусловленным, причем поступки человека перестают определяться
ситуацией момента — рамки актуальной ситуации бесконечно расширяются ретроспективно и
перспективно. Глубокая перспектива — это задача и цели, проецированные далеко в будущее; это
структура личности, ее поведения и Деятельности, в которых конкретные и лабильные отношения остро
текущего момента подчинены устойчивому отношению, интегрирующему множество моментов
настоящего, прошлого и будущего.
Описанные психологами типы характеров приобретают существенно новый смысл в свете
психологии отношений.
«Сенситивность» и «экспансивность» Кречмера — это страдательное или наступательное
заострение эгоцентрических тенденций. «Интровертированный» тип Юнга — это изолированный от
общения с заострением личной тенденции; «экстравертированный» тип — объективно
социоцентрический с недостатком индивидуально определенного переживания человека.
Как известно, Эвальд, ориентируясь на Кречмера, выдвигает значение отдельных моментов
реакции как основу определения особенностей характера; сюда относятся: впечатлительность,
способность удержания — ретенции, внутрипсихическая переработка, способность отреагирования.
Чрезвычайно легко показать формализм и нежизненность этой схемы, хотя она, казалось бы,
иллюстрируется богатым эмпирическим материалом.
Разве не является эгоизм выражением повышенной чувствительности в вопросах личного
характера и полной нечувствительности к чужим интересам? Разве регентивная способность также не
варьирует контрастно в зависимости от отношения к содержанию пережитого? Чем объяснить, что
какой-либо человек хорошо помнит, как его обижали, но не помнит, как он обижал? Реже, но все же
встречается противоположное. Чем, как не отношением, объясняется способность отреагирования у
одного и того же человека, проявляющаяся поразительной несдержанностью к нижестоящим и большой
сдержанностью в отношении к начальникам.
Hosted by uCoz