Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 164 
Next page End  

Вся «структура реакции» Кречмера-Эвальда оказывается мертвым абстрактным механизмом, пока
не оживляется содержанием конкретных отношений.
Сдержанность, самообладание представляют волевые качества человека. Принято, и не без
основания, считать, что воля тесно связана с характером. Однако как следует определять волевые
качества? Например, можно ли говорить о человеке вообще, что он твердый, настойчивый, упрямый и
т.п.?
Достаточно известно, что, обнаруживая в одних обстоятельствах непреклонную настойчивость,
человек в других может быть очень уступчив. Он настойчив в том, что для него важно, и уступчив в
том, что не существенно. Настойчивость в принципиальных вопросах скорее совпадает с уступчивостью
в личных. Волевые качества характера, таким образом, измеряются на уровне значимых отношений.
Следовательно, оценка функциональных возможностей человека должна опираться на учет
активных отношений личности к данной ситуации. Условие содержательной характеристики поэтому
заключается не только в предметном объективном содержания, но в субъективной содержательности,
т.е. значимости объективного для субъекта, в отношении субъекта к этому содержанию.
Упрямство как характерологическое качество представляет форму самоутверждения. При этом
оно может проявляться и в существенном, и в мелочах относительно, независимо от умственного
уровня личности постольку, поскольку его значимость во всех случаях определена эгоцентрической
тенденцией личности — престижа. С другой стороны, упрямство контрастно выражает отношение к
воздействующему. Разве мы не знаем блестящих примеров педагогического искусства, магически
превращающих непреодолимо упрямых в мягких, как воск?
В вопросе о функциях и индивидуальных особенностях стоит еще остановиться на проблеме
памяти. Здесь можно отметить противоречие, существующее между общепризнанным значением
интереса для запоминания и между тем, как мало учитываются интересы в характере памяти.
Парадоксально остроумная, хотя и не совсем правильная формула Рибо, гласит: для того, чтобы
запоминать, надо забывать. Но забывается субъективно неважное, а запоминается важное.
В качестве примера огромной памяти приводится Кювье обычно с указанием на то, что у него
главное заключалось не в механической памяти, а прежде всего в поразительной систематизации
материала. Однако совершенно упускается из виду то, что и запоминание, и систематизация происходят
в области материалов жизненного значения и интереса.
В характеристике памяти и в экспериментальном ее изучении эта сторона поразительно мало
учитывается, в то время как она оказывает огромное влияние на воспроизведение.
Проблема характера, как известно, тесно связана с проблемой темперамента, а темперамент
проявляется больше всего в динамике реакций, т.е. в возбудимости, темпе, силе реакций, в общем
психологическом тонусе, который сказывается настроением.
Однако и здесь проявления силы, возбудимости, темпа реакций сказываются не одинаково в
различных направлениях и определяются отношением к предмету или обстоятельству, явившемуся
поводом к реакции.
Учитывая, что динамическая характеристика различна на полюсах активного и индифферентного
отношений, мы должны, конечно, не забывать и того, что реакции человека уже рано утрачивают
непосредственно аффективно-динамический характер и интеллектуально опосредованы.
Убедительный пример представляет проявление терпеливости. Обычно это качество относят к
волевым свойствам характера. Известно вместе с тем, что возбудимые, экспансивные люди
сангвинического темперамента нетерпеливы. Однако как противоположно проявляется темперамент во
взаимодействии с любимым или нелюбимым объектом! Бесконечное терпение матери к ребенку, врача
к больному является мерой их любви или сознания долга, а не его темперамента.
Наоборот, мы постоянно наблюдаем, как люди, обнаруживая нетерпеливость (а подчас и
непонятливость), выражают этим нежелание сдержаться или понять, которое, в свою очередь,
проистекает из отрицательного или враждебного отношения к лицу, с которым они имеют дело.
Нетерпение является мерой антипатии, чрезмерного интереса или отсутствия его. Горячий,
вспыльчивый, самолюбивый человек может оказаться равнодушным к обидной критике, если он с
пренебрежением относится к критикующему.
Лица, эмоционально возбудимые и экспансивные, испытывая глубокое горе, реагируют иначе
Hosted by uCoz