Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 115 
Next page End  

не осозна¸т. Из работ Ницше мы помним, что «всякое совершенное деяние осуществляется без участия
сознания и воли».
Мы призна¸м не только инстинктивное бессознательное, но и духовное бессознательное - это и
есть тот пласт, на котором базируется интуиция. Чувство может быть намного более точным, чем когда-
либо могло быть самое проницательное понимание.
Из всего этого становится ясно, насколько необходимо в случаях невроза навязчивых состояний
воспитание доверия по отношению к бессознательному, доверия к неосознанной духовности, к
когнитивному и децизивному превосходству интуитивного и эмоционального в человеке перед
рассудочным и сознательным, - одним словом: мы должны научить компульсивного невротика, вернуть
ему или помочь найти одно - доверие к своей не поддающейся рефлексии духовности.
Нам известен случай, когда пациент имел обыкновение следить за всеми своими словами и
мыслями настолько, что стал бояться потерять нить разговора из-за этого пристального наблюдения. В
дополнение у него развился страх ожидания, который, на самом деле, прив¸л к краху карьеры. Однако за
несколько сеансов состояние этого пациента настолько улучшилось, что он мог, например, спокойно
говорить в присутствии иностранного посла. В основе навязчивого самонаблюдения лежал страх
потерять контроль над собой, проявить несдержанность, позволить себе рассердиться, уступить власти
своего бессознательного.
В языке заложена глубокая мудрость, и в н¸м нашла отражение накопленная за многие
тысячелетия духовность человечества. Язык в своей мудрости говорит нам, что человек «впадает» в сон,
то есть бессознательное, которое сопровождает сон, - это нечто, куда мы должны позволить себе упасть
[В нарисованную нами
картину взаимосвязи духовности, бессознательного и мудрости вполне
вписывается характеристика бессонницы, которую Шарль Пеги (Peguy) определил как вотум недоверия
человека Богу: «Мне говорят, что есть люди, которые ... не спят. Какой недостаток доверия ко мне -
(Говорящим является сам Бог) - Я жалею их... Я сержусь на них... Немножко. Они мне не доверяют». И,
наконец, Бог говорит о бессонном человеке, что тот «не хочет доверить управление своей жизнью» Богу.
«А сам тем временем спал бы. Глупец».].
3. Нарушения сна
Что же можно сделать с медицинской точки зрения, или точнее, что может сделать сам пациент,
с тревожным ожиданием того, что предстоящая ночь снова будет бессонной? Страх способен вырасти в
так называемый страх перед постелью: человек с нарушениями сна весь день напрол¸т чувствует себя
уставшим, но, едва приближается время ложиться спать, его охватывает страх перед очередной
бессонной ночью, он становится беспокойным и возбужд¸нным, и это возбуждение уже не позволяет
ему заснуть. Да, он совершает самую большую ошибку, какую только можно помыслить: он с
нетерпением жд¸т засыпания. С напряж¸нным вниманием он следит за тем, что в н¸м происходит, но
чем сильнее напрягает страдалец сво¸ внимание, тем больше теряет он способность расслабиться
настолько, чтобы в принципе можно было заснуть. Ибо сон означает не что иное, как полное
расслабление. Несчастный сознательно жаждет сна. Но сон - это погружение в бессознательное, и ничто
иное. Всякие мысли о н¸м, всякое стремление к нему только препятствуют засыпанию.
Вс¸ обстоит именно так, как сказал Дюбуа: сон подобен птичке, севшей на ладонь, пока руку
держат спокойно, но мгновенно улетающей, едва е¸ попробуют схватить. Сон можно только спугнуть,
стремясь к нему, и чем настойчивее человек жаждет уснуть, тем быстрее сон улетучивается. Сон бежит
от того, кто с нетерпением жд¸т его и тревожно наблюдает за собой.
Мы можем терапевтическими средствами лишить страх ожидания бессонной ночи «почвы под
ногами», если убедим пациента, что организм в любом случае «ухватит» то минимальное количество
сна, которое ему безусловно необходимо. Это нужно знать, и на основании этого знания формировать
доверие к своему организму.
Конечно, минимум сна у каждого человека свой. Но в данном случае речь ид¸т не о
продолжительности сна, а о так называемом количестве сна, которое является производным от
продолжительности сна и его глубины. Есть люди, которым не нужно спать долго - они в этом не
нуждаются, потому что спят, хотя и мало по времени, но очень крепко. Однако у одного и того же
Hosted by uCoz