Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 115 
Next page End  

себе. Перед нами лежит письмо женщины, в течение четырнадцати лет страдавшей боязнью
открытого пространства, прич¸м в течение тр¸х лет она безо всякого результата лечилась у
аналитика ортодоксального направления. В течение двух лет эта несчастная лечилась у
гипнотерапевта, после чего ее страх несколько уменьшился. Ей даже пришлось как-то на шесть недель
лечь в больницу. Ничего не помогало. И тем не менее больная пишет: «Ничего не менялось в течение
четырнадцати лет. Каждый день был для меня все эти годы адом». Состояние е¸ было столь
тяжело, что даже на улице ей хотелось обернуться. И вс¸ же она преодолела свой страх открытого
пространства. Е¸ заинтересовало то, что она прочитала в моей книге «Человек в поисках смысла», и
она сказала себе: «Сейчас я покажу всем этим людям вокруг меня прямо на улице, как здорово у меня вс¸
это получается - впадать в панику и терять сознание». Тут же женщина успокоилась. Она
продолжила свой путь в супермаркет и сделала необходимые покупки. Однако, когда пришло время
платить, е¸ вдруг прошиб пот, и она начала неожиданно дрожать. Тогда она сказала себе: «Уж
кассиру-то я теперь, действительно, покажу, как я умею дрожать. Он аж глаза выпучит». Уже на
обратном пути женщина вдруг заметила, насколько стала спокойнее. Спустя несколько недель она
была в состоянии с помощью парадоксальной интенции овладеть своим страхом пространства в
такой степени, что иногда ей даже не верилось, что совсем недавно она была больна. «Я испробовала
много методов, но ни один из них не приносил мне столь быстрого облегчения, как Ваш. Я верю в
парадоксальную интенцию, потому что я опробовала е¸ на себе, всего лишь прочитав книгу». Ради
пикантности нужно добавить, что теперь выздоровевшая больная решилась пополнить свои знания о
парадоксальной интенции, приобрет¸нные по прочтении всего лишь одной книги. Она даже дала в
«Chicago Tribune» объявление, которое печаталось там регулярно в течение целой недели. Вырезка из
газеты была приложена к е¸ письму. В объявлении сказано следующее: «Хотела бы найти кого-нибудь,
кто знаком с применением метода парадоксальной интенции при лечении агарофобии». Но никто не
откликнулся на это объявление.
Возможность применения метода парадоксальной интенции людьми, дал¸кими от психиатрии и
психологии, на самих себе становится вполне понятной, если мы вспомним о том, что она использует
механизмы преодоления, которые, как свидетельствуют уже цитированные нами наблюдения Хэнда, у
людей всегда есть. И тогда становятся понятными даже такие случаи, как описанный ниже. Рувен из
Израиля, который учится в Американском Международном университете, был в возрасте
восемнадцати лет призван на военную службу. «Я собирался служить в армии. Я полностью понимал
смысл борьбы за выживание, которую вед¸т моя страна. Поэтому я решил служить в полную меру
своих сил. Я пош¸л добровольцем в воздушно-десантные войска, в парашютисты. Не раз я оказывался в
ситуациях, когда моя жизнь была в опасности. Например, мы в первый раз прыгали с самол¸та. Я
испытал при этом жуткий страх, меня, буквально, трясло, а попытки скрыть этот факт заставляли
меня трястись ещ¸ сильнее. Тогда я решил позволить своему страху проявиться и затрясся так, как
только мог. Спустя некоторое время тряска и дрожание прекратились. Нечаянно я воспользовался
парадоксальной интенцией, и что удивительно - она подействовала».
Но парадоксальная интенция «изобретается» не только отдельными индивидуумами ad
usum
proprium [Ad usum
proprium (лат.) -
для собственного употребления.]. Лежащий в е¸ основе принцип
был открыт ещ¸ донаучной психиатрией. Окс (D. Ochs) в Пенсильванском социологическом обществе
университета Вилланова сделал доклад «Логотерапия и религиозная этнопсихиатрическая терапия», где
он изложил точку зрения, что этнопсихиатрия использовала принципы, которые впоследствии были
систематизированы в рамках логотерапии. В особенности близка логотерапии народная медицина
ифалуков. «Шаман, представляющий народную психиатрию мексиканских индейцев, — курандеро - это
настоящий логотерапевт». Окс ссылается также на Валласе (Wallace) и Фогельсона, (Vogelson), по
данным которых народная медицина вообще использует принципы, играющие определ¸нную роль в
современной психиатрии. «Похоже, что логотерапия представляет собой связующее звено между этими
двумя системами».
Такие гипотезы покажутся вполне правдоподобными, если мы сравним друг с другом два
сообщения, привед¸нных ниже. Первое касается 24-летнего шизофреника, страдающего слуховыми
галлюцинациями. Он слышал голоса, которые ему угрожали и смеялись над ним. Наш корреспондент
должен был работать с этим человеком в рамках больничного курса лечения. «Пациент посреди ночи
Hosted by uCoz