Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 115 
Next page End  

вышел из палаты, чтобы пожаловаться на голоса, которые не дают ему спать. Ему посоветовали не
обращать на эти голоса внимания, но для него это оказалось невыполнимым. Он смог расслабиться
только в результате следующего диалога с врачом. Врач: "Что будет, если Вы попробуете поступить
наоборот?" Пациент: "Как Вы это себе представляете?" Врач: "Ложитесь в постель и
постарайтесь как можно внимательнее следить за тем, что Вам говорят эти голоса, старайтесь не
упустить ни единого слова, понимаете?" Пациент: "Вы это серь¸зно?" Врач: "Само собой
разумеется, абсолютно серь¸зно. Мне непонятно, почему Вы хотя бы ради разнообразия не должны
насладиться этими ч¸ртовыми голосами?" Пациент: "Я просто думал..." Врач: "Попробуйте хоть
раз. А потом продолжим беседу." Спустя 45 минут пациент крепко спал. Утром он был в восторге:
голоса оставили его в покое на целую ночь».
А теперь ещ¸ один пример. Джек Губер (Huber) однажды посетил клинику дзен-психиатров.
Девиз работы этих психиатров звучал так: «Жить вместе с болезнью вместо того, чтобы жаловаться на
не¸, е¸ анализировать или пытаться от не¸ избавиться». И вот однажды туда привезли монахиню-
буддистку, которая находилась в состоянии глубокого помешательства. Она была страшно
возбуждена и уверена в том, что вокруг не¸ кишат змеи. Европейские врачи, психиатры и психологи
уже отказались от этой женщины, когда, наконец, был приглашен дзен-психиатр. «В ч¸м дело?» -
спросил он. - «Я боюсь этих змей: они ползают вокруг меня повсюду». - Дзен-психиатр подумал немного
и сказал: «К сожалению, я должен сейчас уйти, но через недельку я приду снова. Мне хотелось бы,
чтобы в течение этой недели Вы внимательно понаблюдали за змеями, и, когда я снова к Вам приду, Вы
мне подробно опишете все их движения». Спустя неделю монахиня чувствовала себя абсолютно
нормально и выполняла свои обязанности. «Ну, как дела?» — спросил дзен-психиатр. — «Я наблюдала
за змеями так внимательно, как только можно, но это продолжалось недолго, потому что, чем
дольше я за ними наблюдала, тем быстрее они обращались в пыль».
Осталось, однако, описать третий тип патогенной реакции. Если первый характерен для невроза
страха, а второй для невроза навязчивых состояний, то в третьем случае речь ид¸т о механизме, с
которым мы встречаемся при сексуальных неврозах, то есть в случаях нарушения потенции и оргазма. В
этих случаях мы наблюдаем, как и при неврозе навязчивых состояний, борьбу пациента, но борется он
при этом не против чего-то, как невротик, страдающий навязчивой идеей, который, как мы отмечали,
борется против своей навязчивости. При сексуальных неврозах невротик борется за что-то: будь то
оргазм или потенция, но невротик борется за сексуальное наслаждение. И, к сожалению, чем больше он
озабочен этим наслаждением, тем меньше удовольствия доста¸тся на его долю. Прямой доступ к
удовольствию невозможен. Потому что наслаждение не может быть ни реальной, ни вероятной целью
нашего поведения и наших поступков, скорее, оно является лишь случайным результатом, побочным
эффектом, который получается сам собой, когда мы во всей полноте проявляем свою
самотрансцедентность, когда мы всецело отда¸мся любви к кому-то или служению какому-либо делу.
Как только мы переста¸м думать о партн¸ре, а думаем только о наслаждении, то на пути у нас вста¸т
наше к нему стремление. И попытки манипулировать самим собой терпят неудачу. Дорога к
удовольствию и к самореализации пролегает только через самоотверженность и через самозабвение. Те,
кто предпочитает этой дороге окольный путь, поддаются соблазну сократить расстояние и сделать
удовольствие самоцелью. Но обходной путь оказывается тупиковым. И снова мы можем наблюдать, как
пациент попадает в заколдованный круг. Борьба за удовольствие, борьба за потенцию или оргазм, воля к
наслаждению, сформированная гиперинтенция наслаждения (рис. 3) не приводят несчастных к этому
наслаждению: во время акта интимной близости человек начинает наблюдать за самим собой и
подсматривать за партн¸ром. О спонтанности уже не может быть и речи.
(гиперинтенция, гиперрефлексия)
Hosted by uCoz