Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 115 
Next page End  

заболевания. Нарушение психофизиологических функций может привести к тому, что духовная
личность, стоящая за психофизиологическим организмом и, некоторым образом над ним, не сможет
выразить себя, не сможет проявиться: именно это, не больше и не меньше, означает для личности
психоз. Даже у Аллерса (R. Allers) мы читаем: «Недуг препятствует человеку в его самовыражении», - и
автор не упускает возможности в этой связи выразительно указать на то, что сказанное касается также
«тяж¸лых дефектных состояний, например, при глубокой идиотии, обусловленной недостаточным
развитием головного мозга, иди при прогрессирующей деменции в случаях разрушения мозга».
Человеческий дух зависит от услужливости тела; да, и даже более того: это тело может отказаться
от своей службы - в аналогичной ситуации я говорил об «impotentia oboedientialis», созданной по образцу
potentia oboedientialis [В. Франкл "Размерности человеческого бытия", Jahrbuch fur Psychologie und
Psychotherapie I, 186, 1953. «Тот, кто видит только биологические, психологические и социологические
условия существования человека и не осозна¸т своенравия человеческого духа, им противостоящего, тот
подобен человеку, который видит в двигателе автомобиля только панель управления и не замечает
муфты сцепления: человек может дистанцироваться от «коробки передач» своих инстинктов, традиций
и окружающего мира -этих тр¸х «скоростей» - и, благодаря своенравию человеческого духа, «отключить»
все витальные и социальные влияния. Такое своенравие не всегда необходимо, но это уже предмет
другого разговора; к счастью, человек никоим образом не должен пользоваться этим постоянно, ибо
человек утверждается благодаря традиции, благодаря окружающему миру и в силу своих инстинктов, по
меньшей мере, так же часто, как и несмотря на традицию, несмотря на окружающий мир и несмотря на
свои инстинкты».].
Если я не могу обнаружить духовного человека и до тех пор, пока я не могу его обнаружить,
поскольку психоз его забаррикадировал и скрыл из виду, до тех пор я не могу, само собой разумеется,
воздействовать на него терапевтически, и призыв к нему должен потерпеть неудачу. Из этого следует,
что логотерапевтический подход можно использовать только в клинически л¸гких или средне-тяж¸лых
случаях психоза.
2.1. Интерпретация смысла и поиски смысла
Как известно, мы различаем поиски смысла и толкование смысла. Попытку интерпретировать
смысл бредовых картин, о которой пойд¸т речь, можно понимать как поиски смысла. Мы только не
должны забывать, что при интерпретации картины бреда речь ид¸т о толковании смысла для меня, как
для врача, а мы должны были бы спросить, есть ли какой-либо смысл в том, что скрывает психоз, не для
меня, как для врача, а для самого пациента. По нашему мнению, психоз имеет какой-то смысл и для
самого пациента, но этот смысл не задан, он прида¸тся, прида¸тся психозу самим пациентом: больной -
вот кто прида¸т своей болезни смысл. Прежде всего, он должен этот смысл найти, и он его ищет.
Вспомним о том, что экзистенциальный анализ старается не только что-то открыть, но и что-то
пробудить. Он открывает человечность, невредимую и неуязвимую. Существует три экзистенциалии,
которые не только характеризуют, но и конституируют человеческое существование как таковое, именно
как человеческое: духовность, свобода и ответственность. И как только экзистенциальный анализ
попытается открыть духовность в психотическом существовании, он сразу же займ¸тся и тем, чтобы
пробудить в н¸м свободу и ответственность.
Фактически даже психотическое существование обладает некоторой степенью свободы - свободы
в отношении победы над психозом, а также последним остатком ответственности - ответственностью за
преодоление психоза, за придание определ¸нной формы судьбе, называемой психозом. Ибо эта судьба
вс¸ ещ¸ может быть как-то оформлена и нужно это сделать.
2.2. Экфорирование и апеллирование
Экзистенциальный анализ выводит на первый план, экфорирует, неповрежд¸нную и неуязвимую
духовность, которая вс¸ ещ¸ стоит за психозом; он апеллирует к свободе, которая вс¸ ещ¸ стоит над
психозом: свобода спорит с психозом: либо она устоит перед ним, либо с ним примирится. Другими
словами, экзистенциальный анализ, поскольку он является видом психотерапии или как только он
Hosted by uCoz