Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 115 
Next page End  

страдает от чувства неполноценности, чем от ощущения бессмысленности. Прич¸м это ощущение
бессмысленности обычно ид¸т рука об руку с чувством пустоты, «экзистенциального вакуума».
[В.
Франкл «Патология духа времени», 1955.] Можно даже доказать, что это чувство, ощущение того, что в
жизни нет больше никакого смысла, распространяется вс¸ шире. Хабингер (A. Habinger), основываясь на
самоотчетах более пятиста учеников, показал, что ощущение бессмысленности за несколько лет стало в
два раза более распростран¸нным. Кратохвил (Kratochvil), Выметал (Vymetal) и Колер (Kohler) указывают
на то, что ощущение бессмысленности охватывает не только капиталистические страны, оно
наблюдается и в коммунистических государствах, пользуясь правом «безвизового въезда». Мы обязаны
Клицке (L. Klitzke) и Филбрику (J. Philbrick) свидетельствами того, что ощущение бессмысленности
можно наблюдать и у жителей развивающихся стран.
Если мы спросим себя, что является причиной экзистенциального вакуума, отчего он возникает,
то сразу возникает следующее объяснение: человеку, в отличие от животного, инстинкты и побуждения
не диктуют, что ему нужно делать. И в отличие от древних времен, сегодня традиция уже больше не
говорит ему, что он делать обязан. Не зная, что ему нужно, и не зная, что он должен, он по-настоящему
не знает и того, чего же он, собственно говоря, хочет. Что из этого следует? Либо он хочет только того,
что делают другие, и это конформизм. Либо наоборот: он делает только то, чего хотят другие - хотят
именно от него. И тогда мы имеем тоталитаризм. Из этого вытекает ещ¸ одно следствие
экзистенциального вакуума, и это специфичная невротизация, а именно -
«ноогенный невроз»
[В.
Франкл «О психотерапии», Wiener Zeitschrift fur Nervenheilkunde 3, 461, 1951.],
который этиологически
восходит к ощущению бессмысленности, к сомнениям об осмысленности жизни, или к неверию в то,
что этот смысл вообще существует.
[Существует немало научных работ, которые единодушно
свидетельствуют о том, что можно насчитать примерно 20 процентов ноогенных неврозов.]
При этом нельзя сказать, чтобы отчаяние само по себе патологично. Задаваться вопросом о
смысле бытия, ставить под вопрос существование этого смысла, - это скорее человеческая страсть, чем
невротическое отклонение. В этом проявляется духовная зрелость: смысл больше не принимается безо
всякой критики, без вопросов и раздумий, из уст традиции так, как она его предлагает, а открывается и
обретается независимо и самостоятельно. И здесь к экзистенциальной фрустрации не применима
медицинская модель. Если это, вообще, невроз, то экзистенциальная фрустрация является социогенным
неврозом. Именно социологический факт утраты традиции повергает человека наших дней в
экзистенциальную неуверенность.
Существуют также замаскированные формы экзистенциальной фрустрации. Я назову только вс¸
более частые случаи самоубийства
[Самоубийства среди студентов американских колледжей
представляют собой вторую по частоте причину смерти среди молодых людей. Для остальных людей
аналогичного возраста самоубийство занимает пятое место среди причин смерти. При этом попытки
самоубийства далеко не все регистрируются и поддаются уч¸ту. К счастью. Ибо мы, врачи, должны
мыслить не только терапевтически, но и профилактически, а в плане предотвращения самоубийств
широкое освещение этой статистики отнюдь не полезно. Есть данные об эксперименте, проведенном в
Швейцарии. В одном кантоне средства массовой информации договорились в течение года ничего не
сообщать о самоубийствах, -в итоге количество самоубийств в этом кантоне сократилось на десять
процентов.] среди учащейся молод¸жи, наркоманию, ставший небывало распростран¸нным алкоголизм
и растущую юношескую преступность. Сегодня нетрудно показать, в какой степени вс¸ это связано с
экзистенциальной фрустрацией. Благодаря разработанному Крамбо (J. Crumbaugh) PIL-тесту, мы
получили в руки инструмент, при помощи которого можно количественно измерить степень
экзистенциальной фрустрации, а недавно Лукас (Е. Lucas) своим лого-тестом внесла дополнительный
вклад в точные эмпирические логотерапевтические исследования. [В настоящее время существует десять
логотерапевтических тестов, а именно PIL-тест [Purpose in life (англ.) - цель в жизни.] Джеймса Крамбо и
Леонарда Махолика SONG-тест [Seeking of noetic goals (англ.) - поиск ноэтических целей.] и MILE-тест
[The meaning in life evaluation scale (англ.) - шкала оценки смысла жизни.] Джеймса Крамбо, Тест-шкала
ценностей личности Бернарда Дансарта, Тестовый опросник «Цель жизни» Хутцелла (R. Hutzell) и Рут
Аблас (R. Hablas), Лого-тест Элизабет Лукас, тест SEE (уровень ожиданий и обретение смысла) Вальтера
Б¸кмана (Bockmann) и
три теста, которые пока находятся в стадии разработки, авторами этих тестов
являются Джеральд Кова-цик (Венский университет), Бруно Джорджи (Giorgi) (Дублинский
Hosted by uCoz