Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 115 
Next page End  

Личность партн¸ра, ибо любить - значит говорить ему Ты (то есть видеть в н¸м Личность) и при этом
говорить ему Да. В соответствии с этим сексуальность пациента с eiaculatio praecox -это сексуальность,
которая «не принимает во внимание личность» партн¸ра.
При eiaculatio praecox игнорируется личность, или объект страсти, если воспользоваться
психоаналитической терминологией. Тогда как мастурбация не видит цели страсти: мастурбация
означает, по выражению Молля (A. Moll), отказ от контректации. Мастурбирующего интересует только
детумесценция. В этом случае сексуальность лишается всякой интенциональности. Любовь
представляет собой интенциональность в чистом виде. Здесь же речь ид¸т об отказе от какого бы то ни
было отношения одной личности к другой, от отношения Я к Ты. Так с антропологической точки зрения
можно понять «похмелье» post masturbationem.
Выше было сказано, что в случае больного с eiaculatio praecox вопрос заключается в свободе
неудовольствия, в негативном удовольствии. Соответственно этому при нарушении потенции речь ид¸т
о позитивном удовольствии. Однако, как мы и сказали, именно потому, что пациент озабочен
удовольствием, оно от него ускользает. Одним словом, основной принцип пациентов с нарушением
потенции - принцип удовольствия. Однако, он сам себя крушит, сам у себя вста¸т на пути. Наслаждение
относится к тем вещам, которые всегда должны быть следствием и никогда не могут быть целью; к
подобным вещам относится и сон, о котором Дюбуа (Dubois) сказал, что он подобен голубке, которая
улетает именно тогда, когда за ней гонятся. Наслаждение -результат, который не любит, чтобы за
ними «гонялись». Как-то Кьеркегор сказал, что двери, ведущие к счастью, открываются наружу и
захлопываются перед каждым, кто пытается до счастья добраться. Мы можем сказать: охота за счастьем
способна его только спугнуть, борьба за удовольствие - гонит его прочь. В особенности это касается
сексуальных невротиков, которые гоняются за счастьем и охотятся за удовольствием. Борьба за
наслаждение -характерная черта типичной сексуально-невротической реакции. Здесь мы имеем дело с
форсированным намерением получить сексуальное наслаждение и добиться оргазма.
При сексуальных неврозах к форсированной интенции присоединяется форсированная
рефлексия, и обе они играют патогенную роль -как избыток внимания, так и излишек намерения.
Пациент наблюдает за самим собой, не уделяя внимания партнерше, он, вообще, не дарит ей ни грамма
внимания, он не дарит ей самого себя, - и вс¸ это наносит ущерб потенции и оргазму. Речь здесь ид¸т о
гиперрефлексии, как мы е¸ называем.
И вот конкретный случай. Фройляйн С. обратилась к нам по поводу своей фригидности. В
детстве пациентка была изнасилована своим собственным отцом. Интуитивно мы повели себя так,
как будто никакой психосексуальной травмы никогда не было. Мы просто спросили пациентку,
предполагала ли она, что инцест нанес¸т ей вред, и пациентка подтвердила наше предположение, к
тому же она была под влиянием популярной книжки, содержание которой представляло собой
вульгарную интерпретацию психоанализа. «Это должно отомстить», — таково было убеждение
пациентки. Одним словом, налицо оказался библиогенный страх ожидания. Тиски страха ожидания
сжимали пациентку всякий раз, когда у них с партн¸ром доходило до интимной близости. Она была
«на страже», е¸ внимание раздваивалось между партн¸ром и самой собою. Вс¸ это должно было
помешать оргазму, ибо в какой мере сексуальному акту уделяется внимание, в той мере человек
становится неспособным отдаваться чувствам, другими словами, внимание фокусируется не на
объекте любви, а на самом половом акте. В случае нашей пациентки библиогенный страх ожидания
способствовал не только форсированию рефлексии, но и более того - он способствовал форсированию
намерения получить сексуальное наслаждение, форсированию стремления к оргазму, ибо пациентка
хотела, наконец, хоть однажды утвердиться в своей женственности и доказать е¸. Иногда говорят о
библиотерапевтическом воздействии, в нашем же случае попытка аутобиблиотерапии привела к
неврозу. В процессе терапии на прицел были взяты, соответственно, форсированная интенция и
форсированная рефлексия. В этом смысле, воспользовавшись процитированным сравнением Дюбуа, мы
пояснили пациентке, что то, что верно для сна в одиночку, не теряет своей актуальности и для сна
вдво¸м. «Именно сон, - сказали мы ей, - и есть счастье любви, к которому Вы так судорожно и
решительно стремились, счастье любви похоже на птичку, которая вспархивает в ту минуту, едва вы
пытаетесь схватить е¸ руками. Не думайте об оргазме, и чем меньше вы будете о н¸м беспокоиться,
тем скорее и раньше он сам собой наладится». Abstinendo obtinere [Abstinendo obtinere (лат.) - отрекаясь,
Hosted by uCoz