Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 115 
Next page End  

числе и невропатологам, больше хлопот, чем нужда. Скука стала причиной первого порядка в том, что
касается психических заболеваний.
Если мы зададимся вопросом об основных клинических формах, в которых предста¸т перед нами
экзистенциальный вакуум, то среди прочего нужно будет указать так называемые воскресные неврозы,
то есть депрессию, которая развивается, как только будничная суета прекращается и человек вдруг, ввиду
незнания конкретного смысла собственного наличного бытия, осозна¸т вероятную бессмысленность
своей жизни.
Но не только свободный вечер, но и «вечер жизни» ставит человека перед вопросом, как ему
заполнить сво¸ время. Старение населения сталкивает нас лицом к лицу с людьми, выброшенными,
зачастую внезапно, из сферы профессиональной деятельности, и их экзистенциальным вакуумом. И
наконец, наряду со стариками есть ещ¸ и молод¸жь, у которой нам нередко приходится наблюдать
фрустрацию воли к смыслу; ибо «в странах с высоким уровнем жизни многие молодые люди совершают
преступления от скуки, которая становится вс¸ более острой проблемой нашего времени (Миддендорф
(W. Middendorf)).
Однако экзистенциальный вакуум не обязательно проявляется открыто: он может существовать
латентно, в скрытом, замаскированном виде, и мы знаем множество различных масок, за которыми
прячется экзистенциальный вакуум. Вспомним хотя бы о болезни менеджеров, которые из чрезмерного
усердия с головой бросаются в производственную деятельность, при этом стремление к власти, не
говоря уже о его примитивнейшем и банальнейшем проявлении - стремлении к деньгам, - вытесняет
стремление к смыслу.
Экзистенциальная фрустрация вообще и, в особенности, так называемые воскресные неврозы
могут привести к самоубийству, как это показал Плюгге (Н. Plugge), который на материале пятидесяти
попыток самоубийства продемонстрировал, что они, в конечном сч¸те, не сводимы ни к болезни или
материальным трудностям, ни к профессиональным или каким-либо другим конфликтам, а
удивительным образом объясняются только одним - скукой.
Таким образом, безусловно, прав был Карл Беднарик (Bednarik), когда однажды написал: «Из
проблемы материальной бедности масс вырастает проблема материального благосостояния, проблема
свободного времени». В особой связи с проблемой неврозов, однако, Пол Полак уже в 1947 году указал
на то, что не стоит предаваться иллюзиям, как будто бы с решением социальных вопросов
невротические заболевания исчезнут сами по себе. Верно, скорее, обратное: только тогда, когда будут
решены социальные вопросы, экзистенциальные проблемы займут сво¸ место в сознании человека.
Таким образом, «решение социальных вопросов высвободит собственно духовную проблематику,
активизирует е¸: только тогда человек станет свободным, чтобы по-настоящему взяться за самого себя и
только тогда по-настоящему познает проблематичность самого себя, проблематику своего наличного
бытия».
Мы определили невроз sensu strictori [Sensu strictori (лат.) - в узком смысле слова.] как психогенное
заболевание. Наряду с этим неврозом в узком смысле слова мы знаем и неврозы в широком смысле
слова, например, соматогенные, ноогенные и социогенные (псевдо-) неврозы. И вс¸ же нам приходится
иметь дело с неврозами в клиническом смысле. Хотя бывают и неврозы в метаклиническом или в
практическом смысле. К последним относятся коллективные неврозы. Это квазиневрозы, неврозы в
переносном смысле слова. Мы уже видели, что об увеличении количества клинических неврозов речь
идти не может. Это значит, что количество клинических неврозов не увеличивается настолько, чтобы
они стали коллективными. Следовательно, мы имеем право говорить о коллективных неврозах только в
параклиническом смысле. Согласно нашему опыту коллективные неврозы современности различаются
по четыр¸м симптомами.
1. Установка на временность бытия. Современный человек привык жить одним дн¸м.
2. Фаталистическая установка по отношению к жизни. Если человек с установкой на временность
бытия говорит себе, что нет необходимости что-то делать и брать свою судьбу в собственное руки, то
фаталистически настроенный человек говорит себе: этого нельзя сделать. Современный человек
одержим суевериями в различные роковые силы. По крайней мере, по данным института Гэллапа,
только 45 процентов австрийских женщин не «верят в астрологическую связь между своей жизнью и
положением зв¸зд».
Hosted by uCoz