Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 115 
Next page End  

3. Коллективистское мышление. Человек в силу двух указанных установок по отношению к
бытию, то есть установок на его временность и предопредел¸нность, не старается понять ситуацию.
Поэтому, вследствие двух других симптомов патологии духа времени, оказывается, что такой человек
едва ли может понять личность и рассматривать себя самого и других как личности. Современный
человек хотел бы раствориться в массе; в действительности он подчиняется ей, отказываясь от себя как
от свободного и ответственного существа.
4. Фанатизм. Если коллективистски настроенный индивидуум игнорирует свою собственную
личность, то фанатик игнорирует личности других, взгляды других. Он не допускает их существования,
для него справедливо только его собственное мнение.
Теперь попробуем себя спросить, насколько распространены эти симптомы коллективного
невроза. Я поручил своему сотруднику провести исследование в отношении людей, не являющихся
невротиками в клиническом смысле слова. Этим людям был предложен ряд тестовых вопросов. Вопрос
по поводу первого симптома, то есть установки на временность бытия, звучал так: «Считаете ли Вы, что
не стоит как-то действовать и брать судьбу в собственные руки, если вс¸ равно взорв¸тся атомная
бомба, и вс¸ окажется бессмысленным?» Вопрос по поводу второго симптома относительно
фаталистической установки был сформулирован так: «Верите ли Вы, что человек, по сути, всего лишь
мячик в руках внешних и внутренних сил?» Вопрос относительно коллективистского мышления был
сформулирован следующим образом: «Считаете ли Вы, что главное - не выделяться?» И наконец,
провокационный вопрос по поводу фанатизма: «Полагаете ли Вы, что человек, который руководствуется
благими намерениями, может использовать любые средства, являющиеся, на его взгляд, пригодными?»
По нашему мнению, ничто не является для фанатика столь характерным, как уверенность, что для него
вс¸ может служить средством достижения цели. Он убежд¸н, что цель оправдывает средства. Но, как
известно, существует немало средств, способных осквернить самую святую цель.
[Если это средство
становится самоцелью, то мы имеем дело не с фанатизмом, а с терроризмом.]
При помощи этого теста мои сотрудники установили, что из всех испытуемых только у одного-
единственного человека не было ни одного из четыр¸х симптомов коллективного невроза, тогда как
почти у половины обследованных имелось хотя бы три симптома из четыр¸х возможных. Этот
результат свидетельствует о том, что люди, не являющиеся невротиками в клиническом смысле, могут
быть носителями коллективного невроза. Контрольной проверкой можно считать результаты
психиатрических обследований, которым были подвергнуты обвиняемые в ходе процесса над
военными преступниками, которые были здоровы в клиническом отношении.
Теперь мы знаем, что не только душевный, но и духовный конфликт, скажем, конфликт с
совестью, может привести к неврозу. Мы называем такой невроз ноогенным. Отсюда понятно, что
человек, в принципе, способный к конфликту с совестью, неуязвим для фанатизма, как и для
коллективного невроза. И наоборот: тот, кто страдает коллективным неврозом, например, является
политическим фанатиком, в той мере, в какой он ещ¸ способен услышать голос своей совести и страдать
от этого, - именно в той мере он оказывается в состоянии преодолеть в себе коллективный невроз.
Несколько лет назад я говорил об этом на конгрессе врачей, где среди прочих были и коллеги,
жившие при тоталитарном режиме. После доклада они подошли ко мне и сказали: «Мы хорошо знаем то,
о ч¸м Вы говорили. У нас это называется болезнью функционеров: так или иначе, но многие партийные
деятели со временем теряют нервные силы под растущим гн¸том, давящим на их совесть, и тогда они
выздоравливают от своего политического фанатизма». Одним словом, если сосуществование
коллективного невроза и клинического здоровья возможно, то соотношение между коллективным
неврозом и ноогенным - обратно пропорционально.
Все четыре симптома коллективного невроза - установка на временность бытия, фаталистическое
отношение к жизни, коллективистское мышление и фанатизм - можно свести к избеганию
ответственности и страху перед свободой. Но именно свобода и ответственность составляют
духовность человека. Однако современный человек духовно пресыщен, и это духовное пресыщение
являет собой сущность современного нигилизма.
Логотерапия и экзистенциальный анализ
Hosted by uCoz