Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 115 
Next page End  

а) Логотерапия как специфическая терапия при ноогенных неврозах
Ноогенные неврозы требуют терапии, которая направлена в место их укоренения, то есть
терапии духовного (которую мы назвали логотерапией) или духовной терапии, поскольку она нацелена
на личностную духовную экзистенцию (я назвал е¸ экзистенциальным анализом).
Конкретный пример из практики пояснит сказанное. Пациентка обратилась к нам по поводу
нервозности, плаксивости, заикания, потливости, дрожи, мигания и потери веса (7 кг за 4 месяца). В
основе е¸ проблем лежал конфликт совести между браком и верой: должна ли она пожертвовать
одним ради другого? Она придавала очень большое значение религиозному воспитанию детей, тогда
как муж, закоренелый атеист, был против этого. Сам по себе конфликт имеет человеческий, а не
болезненный характер, но следствие конфликта, невроз, - это уже болезнь. Однако эту болезнь нельзя
вылечить, не принимая во внимание вопросы смысла и ценностей. Сама пациентка утверждала, что е¸
жизнь была бы намного легче, в е¸ душе царили бы покой и мир (peace of mind!), если бы она сумела как-
то приноровиться к своему мужу и к своему общественному окружению в целом. Проблема звучала
так: нужно ли и можно ли приспосабливаться к этому человеку, к этому обществу любой ценой. Не
пожертвует ли она «собой», думала она, приспособившись к взглядам своего мужа. Поскольку
пациентка не сделала такого замечания, то психотерапевтическое (в данном конкретном случае
логотерапевтическое) лечение невроза (откровенно ноогенного, возникшего вследствие духовного
конфликта и поэтому требовавшего лечения духовного) пациентки никоим образом не должно быть
направлено на поддержку либо одной, либо другой тенденции: будь то приспособление к мужу, или
самоутверждение с отстаиванием собственного мировоззрения. Дело в том, что логотерапия
подводит человека к осознанию им собственной ответственности и поэтому она не может дать ему
конкретных ответов, привить конкретные ценности: она должна ограничиться тем, чтобы помочь
пациенту самостоятельно найти ценности, реализации которых он жаждет, и смысл, к воплощению
которого стремится. При этом ни в коем случае не должно иметь места навязывание пациенту
системы ценностей и мировоззрения терапевта. Нужно дать пациентке ясно понять: е¸ отказ от
своих религиозных убеждений или от претворения их в жизнь означает принесение себя в жертву. И
это да¸т нам, с точки зрения терапии, полное право разъяснить ей, что е¸ невротическое заболевание
есть не что иное, как результат угрозы или уже имеющего место факта духовного насилия над собой.
Сначала можно, чтобы смягчить аффективный отклик со стороны организма, воспользоваться
медикаментозными средствами, уменьшающими психофизиологическое действие духовного
конфликта, однако затем необходимо провести каузальную терапию. Входе терапии мы пациентке
отсоветовали приноравливаться к мужу в принципиальном отношении, в отношении е¸
мировоззренческих принципов, и рекомендовали только в тактическом отношении стараться не
провоцировать мужа в связи с е¸ религиозными убеждениями, а напротив, сделать вс¸ возможное,
чтобы он мог лучше понять е¸ убеждения.
Врач должен приложить все силы к тому, чтобы не навязывать пациенту никакого
мировоззрения, в том числе и своего собственного. Логотерапевт вынужден остерегаться этого ещ¸ и
потому, что пациент в этом случае возложит ответственность на него, а логотерапия, по сути своей,
является процессом воспитания ответственности. Именно на основании этого чувства ответственности
больной должен самостоятельно идти к конкретному смыслу своего личного бытия. Экзистенциальным
анализом я называю любые психотерапевтические методы лечения, которые могут помочь больному
найти момент смысла в сво¸м бытии, отыскать его ценность. Конечно, такой экзистенциальный анализ
предполагает образ человека, в рамках которого нечто, вроде смысла, ценности и духа вообще, может
существовать, занимая там то место, которое ему в действительности принадлежит. Одним словом,
предпосылкой экзистенциального анализа является образ человека как некоего духовного, свободного и
ответственного существа -ответственного за реализацию ценностей и осуществление смысла, то есть
образ человека, ориентированного на смысл.
Логотерапия, разумеется, не рассчитана на то, чтобы заменить собой психотерапию в узком
смысле, как она существовала до сих пор. Логотерапия могла бы е¸ собой лишь дополнить, именно до-
пол-нить психотерапевтическое представление о человеке до образа «целостного» человека (в
Hosted by uCoz