Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 115 
Next page End  

тому, что невроз - это всегда преувеличение относительной ценности, или что проблема Бога - это
центральная проблема конфликта в любом анализе. Если один автор утверждает, что невроз «всегда» (!)
представляет собой преувеличение относительной ценности, то он возводит в абсолют не только себя
самого и нечто, по его мнению, относительное, но и прежде всего проявляет свой явный ноологизм,
ибо и невроз можно далеко не всегда свести к абсолютизации относительной ценности, и
абсолютизация какой бы то ни было ценности далеко не всегда приводит к неврозу. Давайте не будем
стараться быть святее самого Папы. Даже францисканский патер Вандервельдт (J. Vander Veldt) из
Американского католического университета в Вашингтоне подтверждает нашу точку зрения, ч¸тко
поясняя, что в основании далеко не каждого невроза лежит конфликт, не говоря уже о нравственном
или религиозном конфликте. И если другой автор, вопреки предостережению Вандервельдта, не
нравственный, а религиозный конфликт считает не просто одним из оснований невроза, но
единственным основанием, и тем самым, «идолизирует» (если использовать его любимое выражение)
этот конфликт, утверждая, что проблема Бога в «любом» (!) анализе является центральной конфликтной
проблемой, то он оставляет без внимания напоминание Вайтбрехта: «Не наше дело в позе пастора
судить о долге и вине, не говоря уже о том, что нам не пристало рассматривать болезнь как форму
сопротивления Божественному порядку. Желание видеть насквозь должно отвергаться как
недостойное врача».
Наряду со Сциллой психологизма нас подстерегает Харибда ноологизма. Если психологист
проецирует духовное из пространства человеческого, которое только благодаря духовному измерению, и
может конституироваться, в плоскость психического, то ноологист интерпретирует телесное
односторонне и исключительно в смысле проявлений духовного. Фактически телесное заболевание не
занимает столь значимого места в биографии и не является столь полным выражением сути духа, как это
широкомасштабно утверждает психосоматическая медицина. Психосоматическая медицина учит:
человек становится больным только тогда, когда он сам позволяет себе заболеть, однако можно показать,
что при определ¸нных обстоятельствах человек заболевает и тогда, когда радуется. И если слова
Ювенала mens sana in corpore sano понимать столь превратно, как будто здоровье духа обязательно
обусловлено здоровьем тела, то я, как психиатр, могу засвидетельствовать, что бывает и mens insana in
corpore sano, настаивая как невропатолог на том, что встречается и mens sana in corpore insano, скажем, в
парализованном теле. Конечно, в каждой болезни есть свой «смысл», но действительный смысл
болезни заключается не в том, чем именно болеть, а в том - как болеть. И этот смысл каждый раз должен
быть придан болезни, что происходит только тогда, когда страдающий человек, homo patientis, в
настоящей, непосредственной роковой болезни осуществляет возможный смысл фатально неизбежного
страдания. Высветить возможность такого смысла, возможность обретения этого смысла и есть задача
врача в плане врачевания души.
Заболевания, пусковой механизм которых находится в психическом, но не обусловленные
психическим и не являющиеся психогенными, мы называем психосоматическими. В отличие от
психосоматической медицины мы не считаем, что речь ид¸т обязательно о специфическом комплексе,
конфликте, проблеме или травме, которые являются патогенными. Скорее, нетрудно доказать, что
комплексы, конфликты, проблемы и травмы, которым без особых на то оснований приписывается столь
специфичная патогеннность, на практике можно найти повсеместно. И поскольку они всегда
выявляются в анамнезе, вовсе не они обусловливают заболевание. Они всплывают в анамнезах так
часто и многогранно, потому что в соответствующих случаях речь ид¸т о людях, которыми всегда
владеют страх и беспокойство, чья тревожность уже представляет собой действие невротического
заболевания.
Сказанное справедливо и в области (не патогенеза в общем, но) ноогенеза (в частности). В
отношении ноогенных неврозов верно то же самое: экзистенциальная фрустрация, которая, как правило,
лежит в их основе, настолько распространена, что сама по себе и как таковая не может быть патогенной
- при неврозах должен быть зафиксирован соматопсихический аффект и вовлеч¸н
психофизиологический организм.
Теперь этиология невротических заболеваний выглядит следующим образом:
I. Личностная реакция
1. «вредная» пассивность: бегство от страха - реакция по типу невроза страха;
Hosted by uCoz